Финансовое право. Бюджетная классификация

Рубрики: Контрольные работы> Государство и право> Контрольные работы

Что такое бюджетная классификация? Какие виды бюджетной классификации установлены законодательством? Каково значение бюджетной классификации?

Одним из связующих элементов бюджетной системы страны является бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, а также источников финансирования их дефицитов и долговых обязательств государства и муниципальных образова­ний, и определяется природой государственного бюджета.  Это один из способов объединения близких по содержа­нию статей бюджетных показателей. Бюджетная классификация используется для составления проектов бюджетов и их исполне­ния, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов внутри страны и за рубежом.

Бюджетная классификация имеет определенную структуру. В ее состав входит классификация расходов и доходов РФ. В свою очередь расходы бюджетов имеют следующие классификации: функциональную, экономическую, ведомственную, а также источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, видов государственных внутренних долгов РФ, видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

Являясь важным инструментом системы принятия властных решений, бюджетная классификация должна четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекаю­щей из основных функций государства. Эту первую задачу реша­ет функциональная структура федерального бюджета Россий­ской Федерации, позволяющая определить приоритеты в деятельности го­сударства и путем бюджетного финансирования обеспечить дос­тижение поставленных целей.

Функциональная структура строится в соответствии с основ­ными функциями государства, которые отражаются в виде раз­делов расходов, разбитых на ряд подразделов. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международ­ная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-культурному развитию и т.п.

Таким образом, функциональная классификация расходов имеет несколько уровней, которые отличаются степенью обоб­щения статей расходов. Первый уровень включает разделы рас­ходов, соответствующие основным функциям государства. Вто­рой определяет подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств в пределах лимитов, указанных первым уровнем разделов. Третий уровень расходов отражает целевой характер расходов бюджетов и финансирование расходов феде­рального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в тех пределах, которые определены верхними двумя уровнями. По­следний, четвертый, уровень классификации видов бюджетных расходов детализирует направления финансирования расходов по целевым статьям бюджета.

В Бюджетном кодексе указано, что каждый год федеральным законом о бюджете подлежат утверждению расходы федераль­ного бюджета между главными распорядителями по основным разделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной классификации, а также по группам расходов, по предмет­ным статьям, подстатьям и отдельным элементам экономиче­ской классификации (Ст. 65 БК РФ).

Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресур­сов. Это достигается посредством ведомственной структуры федерального бюджета, отражающей рас­пределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) — федеральным министерствам и ведомствам. Денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функцио­нальным разделам, конкретизируются по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем контролировать его осуществление.

Бюджетная классификация должна также обеспечивать воз­можность экономического анализа государственных расходов, что означает сведение всех затрат независимо от их ориентации в единые экономические категории согласно предметной струк­туре бюджета. В экономической классификации государствен­ных расходов средства строго разграничиваются на выплату за­работной платы сотрудникам бюджетных учреждений, на госу­дарственные закупки товаров и услуг, на выплату субсидий на­селению и предприятиям, на строительство и т.д.

Между тремя видами отражения бюджетных расходов (функциональный, ведомственный, экономический) существует тесная взаимосвязь, обеспечивающая возможность взаимоучета различных группировок бюджетных расходов и перехода от од­ной структуры расходов к другой. Каждый раздел объединяет расходы на соответствующие цели всех министерств и ведомств, которые их осуществляют. Как правило, с одной стороны, раз­дел реализуют несколько министерств, а с другой — каждое ми­нистерство участвует в выполнении нескольких разделов, по­этому бюджет (смета доходов и расходов) определенного феде­рального органа представляет сумму всех его затрат по соответ­ствующим разделам.

В целом, бюджетная классификация Российской Федерации построе­на таким образом, что она обеспечивает возможность составле­ния консолидированного бюджета государства, т.е. совокупно­сти всех бюджетов — федерального, субъектов РФ и местных.

 

 

Список источников и литературы.

Источники

  1. Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) // www.consultant.ru
    1. Комментарий к налоговому кодексу РФ, частям 1 и 2. М.: Эксмо, 2005.
    2. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. N 90 «Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями» // СПС Гарант.
    3. Федеральный закон от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ) //www/fss.ru
    4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// СПС Гарант.
    5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 30.12. 2006) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (принят ГД 7.07.2006) //www.consultant.ru
    6.   Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) //www.garant.ru/main

Литература

  1. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие для студентов. М.: Экономист, 2006.
  2. Беляева Н.А. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций // Юридический отдел по арбитражным спорам // /www.juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/1601/
  3. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов. М.: Юстицинформ,  2007.
  4. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006.
  5. Лушникова М.В. Финансовое право. Ярославль, 2006.
  6. Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ,  2007.
  7. Петров А. В. Налоговая экономия. Реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2007.
  8. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М.: Олма-Пресс, 2005.
  9. Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
  10. Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.
  11. Экономический словарь. Полка букиниста // www.polbu.ru

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ