Комсомол

Рубрики: Курсовые работы> История России

Содержание

Введение……………………………………………………………………

Глава I

  1. История возникновения единого коммунистического союза молодежи
  2. Характер  организации и задачи коммунистического союза молодежи
  3. Основные этапы развития коммунистического союза молодежи….

Глава II.

   Анализ результатов деятельности комсомола……………………..

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………….  

Введение

Комсомол — коммунистическое молодёжное движение, созданное в 1918 г. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) создавалась как массовая общественно-политическая организация советской молодёжи. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был частью общественно-политической системы Советского Союза. Его судьба была теснейшим образом связана с судьбой страны, а его исчезновение с политической арены стало закономерным итогом процесса перестройки.

По свидетельству Б. Бажанова, секретаря Сталина в 20-е годы, идею организации комсомола выдвинул Л. А. Шацкин: «Шацкин был очень умный, культурный и способный юноша… Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором»[1].

В Уставе ВЛКСМ, действовавшим до начала перестройки было записано: «Комсомол – активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза… Весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворения в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР»[2].

Деятельность комсомола  в разные периоды оценивали неоднозначно. Исследовательская литература 1960-1970-х гг. пестрит примерами боевых и трудовых подвигов комсомольцев, однако в ней нет и намека на анализ организационных основы функционирования союза. 1980-е гг. характеризуются резкой критикой коммунистической партии и комсомола. И только после распада Советского Союза появляются работы, авторы которых пытаются осмыслить исторический опыт становления и фактической деятельности коммунистического союза молодежи.

В данной работе предпринимается попытка обратиться к истории возникновения и развития всероссийской комсомольской организации и выявить тот положительный и отрицательный опыт, который привнес своим существованием ВЛКСМ.

Целью работы является анализ деятельности коммунистического союза молодежи. Для этого необходимо решить ряд задач:

— проследить историю возникновения комсомола как единой общественно-политической организации молодежи

—   дать характеристику организационным основам комсомола;

—   выявить основные задачи, которые ставились перед ВЛКСМ;

—   выделить основные этапы развития комсомола в СССР;

— выяснить положительные и отрицательные стороны в функционировании коммунистического союза молодежи.

Глава I.
1.История возникновения единого коммунистического союза молодежи.
История ВЛКСМ, пролетарского юношеского движения неразрывно связана с историей социалистической революции и руководством Коммунистической партии за построение коммунизма. Условия жизни молодых рабочих, коренные классовые интересы, вся революционная обстановка в России побуждали их вступать на путь борьбы с царским режимом и капитализмом.

Под воздействием рабочего движения в конце XIX и начале XX вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировали идеи марксизма.

Вслед за рабочими в революционной борьбе приняло участие крестьянство. Отмечая этот факт, В. И. Ленин писал, что «в русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин. Он общался с «забастовщиками», он читал газеты, он рассказывал крестьянам о событиях в городах, призывая их к борьбе против крупных землевладельцев-дворян, против попов и чиновников»[3].

В. И. Ленин постоянно обращал внимание партии на задачи революционного воспитания молодёжи. В проекте резолюции 2-го съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодёжи», написанной Лениным, отмечалось, что стихийно развивающееся юношеское движение нуждается в помощи со стороны пролетарских революционеров, особенно в деле воспитания «цельного и последовательного социалистического мировоззрения».

В период революции 1905-1907 гг. Ленин выступал против недооценки роли молодёжи, призывал смелее и шире втягивать её в революционную борьбу, привлекать в ряды партии. В декабре 1916 г. была опубликована статья Ленина «Интернационал молодёжи», в которой говорилось, что руководить «кипящей», бурлящей, ищущей молодёжью нужно умеючи».  Большевики вели работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках. Партия большевиков являлась организатором пролетарского молодёжного движения. 7 (20) июня 1917 в «Правде» был опубликован примерный устав Союза рабочей молодёжи России, составленный Н. К. Крупской[4].

Важно отметить, что первоначально предполагалось создание нескольких союзов, взаимосвязанных между собой, деятельность которых предполагалось регулировать проведением Всероссийского съезда молодежных союзов. На 6-м съезде РСДРП(б)  в июле — августе 1917 г. прозвучала резолюция «О союзах молодёжи», в которой съезд высказался за создание самостоятельных организаций, неразрывно связанных с партией. В ней нет и намека на необходимость единого союза молодежи. Наоборот, и в резолюции, и в выступлениях всех делегатов гово­рится о настоящих и будущих союзах молодежи — во множественном числе.

И это понятно: обсуждая пробле­мы организационно-политического оформления широко развернувшегося к лету 1917 г. движения революцион­ной молодежи России, партия большевиков, руководя­щее ядро которой долгие годы находилось в эмигра­ции, опиралась на опыт такой работы в странах разви­тых буржуазных демократий, социальная структура ко­торых формировалась на принципах плюрализма, то есть множественности аналогичных структурных звень­ев. Не ставился вопрос о едином молодежном союзе и в первые месяцы после Великого Октября. Во многих городах создавались, действовали, прекращали свое существование и воссоздавались вновь множество юно­шеских объединений, и их разобщенность нико­му не казалась недостатком.

Нужно отметить, что партийная система после Октября складывалась в Советской России также по линии множественности, и лишь известные события летом 1918 г. (мятеж левых эсеров в Москве, Ярославле и дру­гих городах) положили конец многопартийной системе и положили начало образованию од­нопартийной системы в нашей стране.

Комсомол, по мнению современных исследователей, — дитя гражданской войны с ее жесткой централизацией управления государством и подчинения всех сил и средств выполнению главной идейной для всей Советской Республики задачи — отстаиванию молодого социалистического Отечества от посягательств внутренней контрреволюции и внешней интервенции[5]. Война продиктовала как форму политического объеди­нения молодежных союзов, так и ме­тоды внутрисоюзной жизни, и стиль руководства общественными организациями трудящихся.

Разгоревшаяся гражданская война, победа в которой могла быть обеспечена лишь на основе единой воли и действий партии и народа, ставший реальным феномен однопартийной политической системы диктатуры про­летариата вызвали повсеместно и практически одновре­менно стремление молодежных союзов к объединению усилий всех имевшихся союзов молодежи. Перед лицом смертельной опасности, нависшей над нашей революци­ей, идея всеобщего единения под знаменами Октября стала доминирующей. Этой идеей была пронизана дея­тельность Организационного бюро по созыву I съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи, который состоялся в октябре-ноябре 1918 г.: именно эта идея, и явилась катализатором, ускорившим созыв данного съезда, провозгласившим создание РКСМ. Идея единого в масштабе страны союза развива­лась постепенно, шаг за шагом обрезая черты оптималь­ной целесообразности. Ее развитие стремительно уско­рилось после июльских событий 1918 г. Однако она никогда и никем не декларировалась как задача предстоя­щего I съезда союзов молодежи.

В воззвании Оргбюро, образованного для подготовки съезда, говорилось: «… Революционный энтузиазм, охвативший всю молодежь с начала революции, помог ей найти своих друзей в борьбе за социализм. …Мы борцы… Все мы чувствуем, как слабы наши организации, чтобы подготовить нас к строительству новой жизни. Но если мы терпим неудачи, если наши попытки строительства не привели ни к чему, то решим эти задачи все вместе»[6]. Здесь прослеживается явный призыв к совместной скоординированной деятельности различных союзов мо­лодежи. Не случайно съезд конституировался, открывал­ся как Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской мо­лодежи.

Выступления делегатов в первый день откры­тия съезда показали, как писал делегат съезда и член его прези­диума М. Ахманов,    «самую пеструю картину разнооб­разной деятельности организаций молодежи на местах… от героической борьбы на фронте и в подполье у  бе­лых —  до устройства танцевальных курсов». И, что ха­рактерно, никто из делегатов даже не коснулся вопроса о необходимости единого в  масштабе страны союза молодежи, хотя представители Москвы и Питера с самого начала вели эту линию.    Определеннее всех, судя по изданным протоколам I съезда РКСМ, высказал­ся  один  из  руководителей  московского  союза   молоде­жи «III Интернационал» Лазарь Шацкин. «Нам необхо­димо объединить наши союзы и выработать общую про­грамму»[7],- сказал он в своем приветствии съезду, одна­ко его призыв остался без внимания.

Однако уже 31 октября на четвертом за­седании съезда Л. Шацкин, выступивший с докла­дом о Программе, говорил — о едином союзе молодежи как о деле решенном. В дальнейшем горячо дискутиро­вались другие важные вопросы — о названии союза, о его организационной структуре, финансах, Уставе и другом, но сама постановка этих вопросов стала возможной лишь после решения главного вопро­са  — о едином союзе молодежи. Именно решение дан­ного вопроса побудило перестроить на ходу повестку дня съезда, которая была предварительно «сверстана» с акцентом на проблемы Пролеткульта.

Закрывая съезд на утреннем заседании 4 ноября 1918 г., Е. Цейтлин в качестве важнейшего дости­жения назвал то, что «в предстоящей борьбе мы высту­пим единой могучей организацией». Последним на съез­де выступил Л. Шацкин: «Я предлагаю, закрывая съезд, назвать его I съездом Российского Коммунисти­ческого Союза Молодежи».

Итак, съезд, который открывался как Первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, завершил свою работу как I съезд РКСМ. Так образовался еди­ный в масштабе страны союз молодежи.

2.Характер  организации и задачи коммунистического союза молодежи.
Провозгласив себя единой в мас­штабе страны организацией молодежи, комсомол с пер­вых своих шагов присвоил право считаться единствен­ным законным дитем Октябрьской революции. Он не просто нетерпимо, а по-настоящему враждебно отно­сился ко всему тому, что принято сейчас именовать аль­тернативными движениями в молодежной среде, и их организациям. Это касалось не только  организаций некомму­нистического толка, что понятно и оправданно, а также клас­сово однородных, провозглашавших те же, что и ком­сомол, цели и задачи[8].

Так, уже на I съезде РКСМ была подавлена идея уральской и владимирской делегаций о Домах юного пролетария — параллельной с комсомо­лом массовой организацией трудящейся молодежи; с еще большей энергией подавил комсомол союз учащих­ся-коммунистов в мае 1919 г. Настороженно, если не сказать враждебно, была воспринята комсомолом идея создания детской коммунистической организации, вы­сказанная еще на III съезде РКСМ в 1920 г.  На создание пионерской организации также пошли с большой неохотой, когда в июле 1921 г. вышла специальная резолюция, обязавшая все коммунистические союзы молодежи приступить к созданию детских коммунистических групп. И в даль­нейшем комсомол, которого партия обязала руководить пионерской организацией, занимался этим «из-под пал­ки», с большой неохотой, о чем Н. Чаплин, секретарь ЦК ВЛКСМ не раз говорил на пленумах ЦК и на VIII съезде ВЛКСМ. Аналогично встретил комсомол появление спортобществ, юннатского движения и т. д. Говоря иначе, комсомол долго, энергично и, надо признать, весьма успешно бло­кировал различные социальные интересы молодежи, ог­раничив их сферой задач,  решаемых комсомолом.  Об щественная же наука, в том числе историческая, освя­щала монополию комсомола, внушая его незыблемость. Таким образом, комсомол являлся унитарной организацией, что впоследствии имело свои положительные и отрицательные последствия.

Ленинская точка зрения на характер взаимоотношений между КПСС и ВЛКСМ звучала следующим образом: необходимость «иметь сильную, целостную государственную политику в отношении под­растающего поколения, создающую условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность…», а также необходимость «партийного руко­водства комсомолом, соблюдения его организационной самостоятельности…»[9]. Настаивая на организационной самостоятельности союза молодежи, Ленин подчёркивал, что без этого «… молодежь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед».  В тезисах В.И. Ленина самостоятельность союза молодежи рассматривалась как идея его полной независимости – идейной, политической, организационной – от взрослых политических партий.

Организационная самостоятельность — одна из важ­нейших сущностных характеристик ВЛКСМ, отражаю­щих уровень его отношений с государством, профсоюза­ми, другими общественными организациями, но прежде всего с партией. Это научно-практическая категория. На практике проблема организационной самостоятельности решалась в разное время неодинаково. Если в первое десятилетие жизнедеятельности комсомола статус орга­низационной самостоятельности комсомола был обще­признанным и в комсомоле, и в партии, а значит, так или иначе соблюдался и поддерживался, то в начале 1929 г., по мнению современных исследователей, от этого статуса фактически остались одни раз­говоры о нем. Комсомол стал под жесткий контроль коммунистической партии, что продолжалось вплоть до периода перестройки.

Утвержденный еще при Ленине порядок взаимоотношений партии и комсомола оставался незыблемым весь период существования ВЛКСМ, за исключением последнего года, Менялись формы руководства, степень вмешательства, уровень опеки, но сущность оставалась неизменной. Содержание принципа партийного руководства комсомолом состояло в следующем[10]:

Первое – исходя из своей политической программы, КПСС определяла комсомолу его основные задачи по осуществлению государственных планов развития народного хозяйства, коммунистического воспитания подрастающего поколения. Воспитание включало в себя не только выработку коммунистического мировоззрения, но формирование гармонически развитой личности – активного строителя нового общества.

Второе – партия оказывала практическую помощь (материальную, финансовую административную) в решении текущих задач комсомола.

Третье – партия осуществляла подбор и расстановку кадров в комсомоле снизу до верху. Выборы руководящих органов на комсомольских собраниях, конференциях и съездах на деле представляли собой формальный акт, так как вопрос о персональном составе был предрешен партийный инстанциями. Тем самым по существу отменялась внутрисоюзная демократия, важнейшим элементом которой являются выборы.

Четвертое – партия на всех уровнях осуществляла контроль за реализацией директив партийных комитетов и принимает организационные и прочие меры в случае их неисполнения.

Таким образом, партийное руководство, действительно, придавало комсомолу силу, как это записано в Уставе ВЛКСМ. При поддержке партийных органов комсомол выходил на высшие уровни государственного управления, что имело большое значение для решения крупномасштабных вопросов, относящихся к учебе, труду, отдыху, организации досуга молодежи. При поддержке партии комсомол преодолевал бюрократические барьеры, бездушие, формализм государственных ведомств. С комсомола снималась всякая ответственность за возможные ошибки политического характера. Вместе с тем, чрезмерная опека со стороны партийных комитетов ограничивала самостоятельность, сковывала инициативу комитетов ВЛКСМ.

Что касается задач, которые ставили создатели российского союза молодежи, то в тезисах, утверждённых съездом, говорилось: «Союз ставит себе целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Советской России»[11].

О задачах комсомола писал Г.Е. Зиновьев. Так, одной из основных задач ВЛКСМ он видел в ликвидации неграмотности. Приводя данные центрального статистического управления на 1924 г., Зиновьев отмечал, что на каждую 1000 крестьянской молодежи приходилось 360 человек неграмотных в возрасте от 14 до 24 лет. В связи с этим он призывал «засучить рукава и серьезно заняться этим делом… делом стоящим и нелегким»[12].

Кроме того, в качестве задач ставилось продвижение в деревню (привлечение в партию крестьян), создание комсомольских групп содействия армии и флоту, помощь партии и выполнение заданий соответствующих партячеек.

По словам В.И. Ленина, быть членом союза молодежи означало вести дело так, чтобы «отдавать свою работу, свои силы на общественное дело… Только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста»[13].

Таким образом, фактически была впервые создана молодежная организация нового типа — коммунистическая по целям и задачам, классовая по характеру, самодеятельная по принципам своей деятельности, призванная обеспечить в системе диктатуры пролетариата роль «приводного ремня», связывающего партию с самыми широкими слоями трудящейся молодёжи, быть проводником партийного влияния на массы, выполнять роль резерва Коммунистической партии.
3.Основные этапы развития коммунистического союза молодежи.

Комсомол, подчиненный внутриполитической ситуации Советского Союза, прошел в своем развитии ряд этапов.

Первый этап – 1920-е гг. — период гражданской войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

В связи с образованием комсомола ЦК РКП (б) в ноябре 1918 г. направил всем партийным организациям циркулярное письмо, в котором указывалось, что РКСМ является школой, подготавливающей новые сознательные кадры коммунистов. Для укрепления комсомола ЦК РКП (б) рекомендовал членам партии комсомольского возраста вступать в РКСМ и принимать активное участие в работе его организаций. 8-й съезд РКП (б) (1919 г.) принял специальную резолюцию «О работе среди молодёжи». Съезд признал РКСМ организацией, выполняющей громадную работу по сплочению и коммунистическому воспитанию молодёжи вовлекающей пролетарское юношество в строительство коммунизма и организующей его на защиту Советской Республики. Съезд подчеркнул необходимость идейной и материальной поддержки комсомола со стороны партии.

Большое значение в жизни РКСМ сыграла принятая 8-м съездом РКП(б) Программа партии — программа строительства социализма, в которой было отражено огромное внимание партии к молодёжи, к созданию условий для её труда, образования и отдыха. Практическое осуществление решений этого съезда укрепляло комсомольские организации, вело к созданию новых отрядов коммунистического союза молодёжи, определяло авангардное положение РКСМ среди молодёжи. В то время комсомол не был единственной организацией молодёжи в стране. Среди других юношеских объединений наиболее многочисленным был Союз коммунистов-учащихся, насчитывающий 8 тыс. чел. 1-й Всероссийский съезд Союза коммунистов-учащихся (апрель 1919), на котором выступал Ленин, высказался за слияние с РКСМ. Оргбюро ЦК РКП (б) утвердило «Положения», в которых отмечалось: «Вся работа, как среди рабоче-крестьянской, так и среди учащейся молодежи, должна быть объединена в руках Российского Коммунистического Союза Молодежи»[14].  После съезда стали оформляться организации в советских социалистических республиках. Они объединяли комсомольцев всех национальностей, проживающих на их территориях, и входили составной частью в РКСМ.

Набирающая силы молодежная организация проявила себя в годы гражданской войны, комсомол провёл три всероссийские мобилизации на фронт. Приведенные в сборниках очерков по истории ВЛКСМ данные свидетельствуют о том, что комсомол направил в 1918-1920 гг. в Красную Армию свыше 75 тыс. своих членов, а всего в борьбе против интервентов и белогвардейцев участвовало до 200 тыс. комсомольцев[15]. В ознаменование боевых заслуг на фронтах Гражданской войны в период 1919-1920 гг. против войск белогвардейских генералов Колчака, Деникина, Юденича, белополяков и Врангеля комсомол в 1928 г. постановлением Президиума ЦИК СССР был награждён орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны перед комсомолом встала задача «подготовки рабоче-крестьянской молодёжи к мирной, созидательной деятельности». В октябре 1920 г. состоялся 3-й съезд РКСМ. Важнейшим теоретическим и программным документом, руководством для деятельности партии и комсомола явилась речь Ленина на съезде 2 октября 1920 г. «Задачи союзов молодёжи». Главную цель комсомола Ленин видел в том, чтобы «помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество».  3-й съезд РКСМ был поворотным пунктом в истории комсомола. Комсомол начал постепенно перестраивать работу, сосредоточивая свою деятельность на задачах социалистического строительства и коммунистического воспитания молодёжи. Все усилия в этот период были направлены на восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса, железной дороги страны. В сентябре 1920 г. был проведён первый Всероссийский субботник молодёжи[16].

Из коммунистов и комсомольцев были сформированы части особого назначения. В деревнях комсомольцы разъясняли декреты Советской власти, участвовали в организации товариществ по совместной обработке земли, пропагандировали передовые приёмы земледелия. Энергия и энтузиазм комсомольцев проявлялись и в области повышения образования. Они боролись за ликвидацию неграмотности, за искоренение религиозных суеверий, пережитков прошлого в быту, с мещанством, организовывали избы-читальни, клубы, распространяли книги, газеты, журналы, плакаты, листовки, участвовали в проведении политических и культурных мероприятий партии и Советской власти. В 1920 г. по инициативе комсомола были созданы школы фабрично-заводского ученичества для подготовки квалифицированных рабочих и рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки рабочей молодёжи к поступлению в вузы. В мае 1922 г. создана пионерская организация, руководство которой было поручено партией комсомолу. Проходивший после смерти Ленина 6-й съезд РКСМ, постановил именовать комсомол Ленинским, и он стал называться РЛКСМ. В марте 1926 г. РЛКСМ был переименован в ВЛКСМ.

Конец 1920-х гг. выдвинул новую задачу перед комсомолом – «борьбы за индустриализацию страны, социалистическое переустройство сельского хозяйства, за овладение наукой и техникой»[17]. Кроме того в эти годы была введена практика социалистического соревнования, в 1927 г. начался массовый поход за рационализацию производства, за повышение производительности труда. На крупных промышленных предприятиях создавались комсомольско-молодёжные ударные бригады. В 1929 ЦК ВЛКСМ провёл ленинский набор молодёжи в ударные бригады.

После опубликования 20 января 1929 в «Правде» статьи Ленина «Как организовать соревнование» газета «Комсомольская правда» (26 января) призвала молодёжь начать Всесоюзное социалистическое соревнование. Среди комсомольцев были выбраны добровольцы для строительства Урало-Кузбасса, в 1929 г. комсомол провёл первую мобилизацию молодежи на новостройки 1-й пятилетки. Свыше 200 тыс. комсомольцев приехали на стройки по путёвкам своих организаций. При активном участии комсомола были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб и др.

Значительной была роль комсомольцев в коллективизации сельского хозяйства. Комсомольцы перенесли в деревню опыт социалистического соревнования, накопленный в промышленности и строительстве. Молодые рабочие помогали в ремонте сельско-хозяйственного инвентаря, развернули движение за создание комсомольских тракторных колонн, приняли активное участие в строительстве машинно-тракторных станций (МТС).

Второй этап в истории комсомола характеризуется усилением идеологизации, культ личности Сталина существенно сказался на деформации коммунистического союза как общественно-политического организационно самостоятельного объединения юношества. Большинство комсомольцев не привлекалось к выработке решений комсомольских организаций, обсуждению насущных вопросов, они механически голосовали за навязываемые им «предложения», тем самым не чувствовали себя полноправными хозяевами комсомольских коллективов. Бурный рост рядов комсомола в этот период объясняется, с одной стороны, патриотизмом молодежи, ее стремлением активно участвовать в строительстве социализма. С другой — комитеты комсомола форсировали рост рядов, налицо была погоня за цифрой.

Отправной точкой этого этапа можно считать 10-й съезд ВЛКСМ (апрель 1936 г.), который вошел в историю как съезд молодых победителей социализма. Съезд заверил партию в «… полной готовности всего Ленинского комсомола выполнить до конца свои обязанности по строительству коммунистического общества, по защите социалистического отечества от нападения врагов социализма»[18]. В докладе ЦК ВЛКСМ на X съезде справедливо говорилось, что комсомолу как организации коммунистического воспитания должны быть свойственны самодеятельные начала, что работа в ней должна организовываться «силами самой молодежи, не за нее, а вместе с ней, опираясь на нее, во главе ее».  В то же время комсомол обрастал штатными работниками, что вело к обюрокрачиванию, оказениванию комсомольской работы.

После съезда комсомол, не ослабляя участия в хозяйственном и государственном строительстве, значительное внимание уделяет идеологическому воспитанию молодёжи, организации её обучения, физическому развитию юношей и девушек, подготовке её к защите социалистических завоеваний. В преддверии Второй мировой войны комсомольцы активно привлекаются к развитию оборонной промышленности и отраслям, связанным с ней, в частности чёрной и цветной металлургии, нефтедобыче. Посланцы ВЛКСМ участвовали в создании «Второго Баку», строительстве завода «Амурсталь», ВЛКСМ шефствует над строительством новых крейсеров, подводных лодок, эсминцев, самолётов, танков и т.п., усиливает шефские связи с Военно-морским (с 1922) и Военно-воздушным (с 1931 г.) флотами. ЦК ВЛКСМ проводит массовый военно-технический экзамен комсомольцев. Большое количество членов ВЛКСМ стали «ворошиловскими стрелками», сдали нормы противовоздушной, противохимической обороны, военной топографии и другим военным специальностям. По поручению партии комсомол занимался комплектованием военных училищ. ВЛКСМ вёл большую работу, стремясь создать единый фронт для борьбы с фашизмом, против угрозы мировой войны.

Суровым испытанием для всего советского народа, его молодого поколения явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Комсомол, вся советская молодёжь под непосредственным руководством Коммунистической партии вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В ряды Красной Армии уже в первый год войны влилось около 2 млн. комсомольцев. Невиданные мужество, отвагу, героизм проявили комсомольцы, юноши и девушки, защищая от врага Брест, Лиепаю, Одессу, Севастополь, Смоленск, Москву, Ленинград, Киев, Сталинград, другие города и районы страны. В тылу действовали молодые партизаны и подпольщики Белоруссии, оккупированных областей РСФСР, Украины, Прибалтики. Партизанские отряды на 30—45% состояли из комсомольцев. Беспримерный героизм проявили члены подпольных комсомольских организаций — «Молодой гвардии» (Краснодон), «Партизанской искры» (Николаевская область), Людиновской подпольной комсомольской группы (Калужская область), комсомольцев-подпольщиков посёлка Оболь (Витебская область), Хотина (Буковина), Каунаса (Литовская ССР) и др[19].

Обеспечивая фронт всем необходимым, комсомольцы трудились в тылу. На плечи молодёжи, пришедшей на предприятия взамен призванных в армию, легла значительная часть фронтовых заказов. Комсомольцы выдвинули лозунг: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». В молодёжных коллективах развернулось движение за перевыполнение производственных заданий в 2—3 и более раз (двухсотники, трёхсотники, тысячники, многостаночники).

Огромного труда стоило восстановить разрушенное немецко-фашистскими захватчиками народное хозяйство, возродить города и промышленность. В 1940-1950-е гг. члены комсомола помогали возводить крупные гидротехнические сооружения (Волго-Донской канал), мощные гидростанции (Волжская им. Ленина, Куйбышевская, Каховская и др.). В 1948 г. комсомол отметил своё тридцатилетие.

Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы, МТС были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ. В 1954-1955 гг. по путёвкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая, Сибири выехало свыше 350 тыс. молодых людей.

Третий этап в истории комсомола начинается после смерти И.В. Сталина и продолжается вплоть до времени перестройки.  Большое значение в деятельности ВЛКСМ имели 20-й съезд КПСС (1956 г.) и последующие мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства, направленные «на преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности Сталина, на восстановление ленинских норм в партийной и общественно-политической жизни». Однако в сущности изменений в области политического руководства комсомольской организацией не произошло. В течение этих лет регулярно проводились съезды ВЛКСМ, решения которых радикально не меняли организационные основы комсомола.

20-й съезд КПСС, отметив заслуги ВЛКСМ, в то же время «вскрыл серьёзные недостатки в идейно-воспитательной работе комсомола». Съезд отметил, что «комсомольские организации подчас не умеют приобщить молодёжь к практическому делу, подменяют живую организаторскую работу резолюциями, парадностью и шумихой» [20].

13-й съезд ВЛКСМ (апрель 1958 г.) выработал на основе решений 20-го съезда КПСС мероприятия по активизации комсомола в коммунистическом строительстве, по расширению комсомольской демократии. Осуществляя решение съезда ВЛКСМ, комсомол взял шефство над строительством предприятий чёрной металлургии, химической промышленности и важнейших новостроек страны. В 1958-1961  гг. по комсомольским путёвкам 800 тыс. юношей и девушек выехали на важнейшие стройки семилетки. За 1961-1966  гг. на всесоюзных ударных комсомольских стройках было сооружено до 1050 промышленных объектов.   В конце 1958 г. комсомольцы вместе с коммунистами стали зачинателями массового движения за коммунистический труд.  Молодёжь проявляла инициативу в механизации животноводческих ферм и повышении культуры земледелия.

22-й съезд КПСС (1961г.) принял новую Программу партии. Съезд уделил большое внимание молодёжи, высоко оценил деятельность ВЛКСМ. 14-й съезд ВЛКСМ (апрель 1962 г.) выработал конкретные пути решения задач коммунистического строительства.

15-й съезд ВЛКСМ (май 1966 г.) определил дальнейшие задачи по коммунистическому воспитанию молодёжи, по осуществлению нового пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг.

16-й съезд ВЛКСМ (май 1970 г.) подвёл итоги работы комсомола по решению поставленных задач, определил направление дальнейшей деятельности по воспитанию юношей и девушек в духе ленинских заветов, 16-й съезд призвал комсомольцев, всю молодёжь СССР принять массовое участие в научно-технической революции, совершенствовании организации производства и его управления. Велика роль молодёжи в политической и хозяйственной жизни страны.

На съезде  ЦК КПСС были сформулированы задачи комсомола в современных условиях. Они заключались в том, чтобы «готовить поколение всесторонне развитых, высокообразованных людей, стойких и самоотверженных борцов за победу коммунизма, способных управлять делами общества и государства. Учить комсомольцев, всех юношей и девушек творчески овладевать марксистско-ленинской теорией, формировать у них научное материалистическое мировоззрение, воспитывать идейную убеждённость, классовый подход к явлениям общественной жизни, преданность делу партии. Вся советская молодёжь должна знать учение Ленина, уметь жить и бороться по-ленински. Воспитывать молодёжь на опыте Коммунистической партии, на революционных, боевых и трудовых традициях народа, неустанно развивать у неё чувства советского патриотизма, нерушимой братской дружбы народов СССР и пролетарского интернационализма, любви к социалистической Отчизне, постоянную готовность с оружием в руках защищать завоевания Октября. Формировать у юношей и девушек коммунистическое отношение к труду, социалистической собственности, высокую ответственность за дела коллектива и общества, добиваться, чтобы они ясно сознавали неразрывную связь личных идеалов с великими целями народа. Воспитывать подрастающее поколение в духе коммунистической морали и нравственности, коллективизма и товарищества»[21] и т.д.

В качестве последнего, четвертого этапа существования коммунистического союза молодежи, современные исследователи выделяют последние десять лет перед распадом Советского Союза – 1981-1991 гг. Решающую роль в духовной жизни общества в эти годы сыграла провозглашенная партией политика гласности. Наконец, граждане получили возможность открыто высказывать свои мысли, не боясь репрессий. Гонимые в застойные годы диссиденты были реабилитированы. А. Д. Сахаров был вызволен из горьковской ссылки. Книжные полки заполнились изданиями прежде запрещенных писателей и поэтов. Наступила романтическая весна демократии. Изголодавшиеся по свободному слову люди стали активными участниками демократических перемен. Изменившаяся обстановка в обществе помогла во всей полноте выявить изъяны системы, недоработки властных структур Критика стала основным орудием борьбы за совершенствование социализма.

В комсомоле процесс переосмысления проходил наиболее интенсивно. Дискуссии среди комсомольцев выявили остроту противоречий и глубину кризиса своей организации. В центре дискуссии были вопросы, относящиеся к сущности союза молодежи, его предназначению, основной задаче, организационному строению, формам управления и т. д. Осознание этих явлений были стимулом к реформированию комсомола. Будущая модель организации была туманной, конечная цель – неизвестной.

Началом реформирования комсомола можно считать работу XIII пленума ЦК ВЛКСМ, состоявшегося в июле 1986 г. Пленум понимал задачу перестройки узко, считая главной задачей поднять эффективность системы внутрисоюзного управления. Действительно, управленческий механизм был крайне сложным, многоступенчатым, негибким. Об этом говорилось и раньше. Были безуспешные попытки уменьшить бумаготворчество, документооборот, порядок многосторонних согласований. Они не достигали поставленных целей вследствие того, что комсомол был частью огромного государственного аппарата, хотя юридически не являлся таковым. Бюрократизм глубоко проник в управленческий механизм комсомола и никакие рекомендации по его искоренению не приводили к успеху. В апреле следующего года в Отчетном докладе ЦК ВЛКСМ ХХ съезду комсомола отмечалось, что рано еще говорить о положительных результатах борьбы с бюрократизмом и формализмом. Указывалось также, что обкомы комсомола перегружены поручениями и просьбами вышестоящих органов. Инициатором перестройки выступал Центральный Комитет ВЛКСМ. В местных комсомольских организациях все еще сказывалась сила инерции: обкомы, райкомы, первичные комитеты по привычке ожидали указаний сверху. Объективно у ЦК комсомола было больше возможностей, чтобы во всесоюзном масштабе двигать перестройку. Пожалуй, решающее значение в деле реформирования приобрела теория. Требовался концептуальный подход к определению роли и места союза молодежи в условиях демократизации и гуманизации советского общества.

ЦК ВЛКСМ имел тесные связи с научными институтами АН СССР. В составе Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ находился Научно-исследовательский центр, в котором изучались проблемы молодежи и вопросы комсомольского строительства, опыт деятельности зарубежных молодежных союзов. В предшествующие годы востребованность научных исследований со стороны руководства комсомола была незначительной. Тревожные сигналы о настроениях молодежи, полученные в итоге социологических опросов, мало волновали Центральный Комитет. Во второй половине 80-х годов положение изменилось. В 1986 году по поручению ЦК ВЛКСМ Научно-исследовательский центр ВКШ подготовил предложения по разработке комплексной целевой программы перестройки в комсомоле на период 1987-1990 гг.

В этом обширном по объему материале содержались предложения, касающиеся причин, целей, условий, принципов, основных направлений перестройки, критериев оценки деятельности комсомольских организаций. «Существенному совершенствованию, – говорилось в комплексной целевой программе, – должны быть подвергнуты: во-первых, структура деятельности комсомола в целом и некоторые принципы этой деятельности, особенно в районном и первичном звене; во-вторых, система внутрикомсомольских отношений; в-третьих, система управления в комсомоле; в-четвертых, количественный и качественный состав, структура комсомола»[22]. В программе отмечалось, что перестройка представляет собой сложный по содержанию и характеру, но целостный процесс, в ходе которого одновременно решаются три задачи: устранение всего устаревшего, что мешает комсомолу успешно развиваться; сохранение всего положительного, что накоплено в ходе предшествующего развития; внедрение того нового, что не вызывает сомнения в своей практической полезности. Эта комплексная программа была ценна тем, что ориентировала комсомольский актив на вдумчивое, планомерное, а не спонтанное проведение перестройки.

Определенный вклад в разработку концепции реформирования комсомола внес ХХ съезд ВЛКСМ (15–18 апреля 1987 г.). Вся работа съезда, проходила под знаком гласности и критики. Накопившиеся ранее проблемы выплеснулись широким потоком. Запретные зоны критики были открыты. На съезде развернулась острая дискуссия о роли и месте комсомола в новых условиях развития страны. Кроме вопросов, связанных со стилем работы комсомола (бюрократизм, бумажная круговерть, показушные малоэффективные мероприятия, победные рапорты и пр.), обсуждались проблемы молодежи в целом. Речь шла о потребительском отношении к молодежи со стороны министерств и ведомств. Указывалось, что не найден оптимальный механизм реализации потенциала молодежи на ударных комсомольских стройках. Критиковалась реформа школы, система профессионально-технического образования, уровень подготовки специалистов в вузах, государственная кадровая политика, тормозящая продвижение молодежи на производстве, на службе, в науке. Особенно острый характер носила критика социальной политики, подвергающая молодое поколение дискриминации. Таким образом, съезд выявил целый клубок противоречий, имевших объективный характер и свидетельствовавших о выраженном конфликте между государственными органами и подрастающей сменой.

XXI съезд ВЛКСМ (1990 г.) в основном завершил демонтаж прежней модели комсомола, создал новый тип организации, отвечающей демократическим нормам общества. По сути дела это был не обновленный комсомол, в совершенно другой союз молодежи, отличающийся принципами построения, структурой, задачами, методами функционирования и управления. Цель, к которой стремились комсомольские реформаторы, была достигнута. Идеолог и инициатор радикальных перемен В. И. Мироненко оставил пост первого секретаря ЦК ВЛКСМ. Однако ни он в своем Отчетном докладе, ни съезд в целом не ответили на естественный вопрос: «Что делать дальше?». Декларация и Программные цели намечают лишь стратегию развития: содействие созданию общества демократического социализма и развитие личности молодого человека. Остальные документы выражают позицию комсомола по разным общественным вопросам и определяют функции управленческих структур. Местные организации ВЛКСМ, получившие полную свободу действий, не знают как ею воспользоваться. Прежнее руководство комсомола так и не смогло научить их самостоятельно работать. Отрыв центра и низовых организаций так и не был преодолен. Здесь таилась возможность руководству комсомола от имени якобы всей организации проводить собственную политику, ведущую к дальнейшему развитию союза или его краху.

На XXI съезде с докладом «О судьбе комсомола» выступил первый секретарь ЦК В. М. Зюкин. По мнению докладчика, следующие причины делали невозможным дальнейшее существование ВЛКСМ. Первая – в стране сложились новые реалии: радикально изменились принципы национально-государственного устройства. Следовательно, нужно принципиально изменить все общественно-политические институты. Никакие эволюционные преобразования комсомола не могут соответствовать новым условиям. Втораяв соответствии с законом Российской Федерации прекращена деятельность комсомольских организаций в вооруженных силах, пограничных и внутренних войсках. Третья – численность ВЛКСМ резко упала, в нем много «мертвых душ». Четвертая – в регионах и республиках идет глубинный процесс реформирования[23].

Отсюда следовал вывод: считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. Докладчик призвал делегатов выразить «политическую волю съезда к окончательной смерти унитарной модели союза».

Таким образом, завершилась история существования единой молодежной организации – всероссийского ленинского коммунистического союза молодежи.

Глава II

Анализ результатов деятельности комсомола.

Условия перестройки привели к тому, что в комсомольской организации, среди членов руководства, рядовых комсомольцев, учащихся школ и педагогов происходит переосмысление ценностей воспитания полноценного гражданина государства и поиски новых путей. В адрес коммунистического союза молодежи высказывались резкие оценки, вплоть до полного отрицания необходимости существования подобного союза.

Однако очевидно, что однозначная оценка деятельности ВЛКСМ неприемлема для дальнейшего развития и жизнеспособности подобного рода организаций. Изучение опыта, который оставил после себя комсомол, дает возможность проанализировать положительные и отрицательные стороны его функционирования.

Среди положительных моментов можно, прежде всего, отметить так называемое «долгожительство» ВЛКСМ, что свидетельствует о верно выбранных основах его организации, целях и способах их реализации, подтверждающих его жизнеспособность.

Единство коммунистического молодежного союза и стремление к намеченным целям позволили достичь значительных результатов советским гражданам в области развития промышленности и народного хозяйства.

Четкая структура руководства союзом дала возможность отследить и проанализировать основные достижения членов ВЛКСМ.

Идеалы, созданные коммунистической партией и союзом молодежи, такие, как патриотизм, вера в лучшее, уверенность в себе, долг, честь, естественным образом повлекли за собой значительный прорыв Советского Союза в сферах экономики, образования, культурного строительства. Во многом благодаря этому СССР стал победителем в кровопролитной Великой Отечественной войне.

И, наконец, само понятие «быть комсомольцем» являлось значимым и желанным для каждого школьника. Они стремились к выполнению ряда конкретных задач на пути к тому, чтобы стать полноценным членом социалистического общества.

К отрицательным характеристикам деятельности ВЛКСМ относится, прежде всего, бюрократизм в работе комсомольской организации.

Отсюда вытекали многочисленные случаи проявления формализма в выполнении того или иного задания. То есть на первом месте стояли не реальные результаты, а письменные отчеты о них

Разросшийся бюрократический аппарат ВЛКСМ привел также к нарушению или полной потере связи с цеховыми организациями, недопонимание и, как следствие, неправильное выполнение ряда задач, поставленных руководством.

Учитывая как положительные, так и отрицательные характеристики в деятельности коммунистического союза молодежи, появляется возможность правильной организации такого же рода обществ.

Заключение

После Октября революционное движение молодежи в нашей стране организационно  строилось  на  принципе раздельного  суще ствования молодежных союзов. Затем их жизнедеятель­ность стала все больше пронизываться идеей объедине­ния усилий в борьбе за новую жизнь.

Первоначально предполагалось создание нескольких молодежных организаций по образцу некоторых европейских стран. Однако приход к власти большевиков и первоочередная цель строительства социализма в государстве заставило Центральный комитет ВКП(б) пересмотреть планы на создание подобных организаций и их задачи в контексте внутриполитических событий. В результате возникла единая унитарная организация в СССР – коммунистический союз молодежи.

Исходя из политических целей коммунистического правительства формировались и задачи вновь организованного союза – распространение идей коммунизма и вовлечение советской молодежи в активное строительство Советской России.

Подход к осуществлению поставленных задач, предусматривающий предоставление комсомольцам возможность самим выбирать для себя любое конкретное дело, общественную работу, которая их интересует и на которую они способны, позволял мобилизовать творчество и самодеятельность комсомольской массы.

В соответствии с тезисами В.И. Ленина о характере союза, можно сделать вывод, о том, что существование и деятельность комсомола первоначально предусматривали полную его самостоятельность, как организационную, так и идейно-политическую. Однако ход исторических событий, возросший авторитет И.В. Сталина, привели к становлению системы жесткого контроля комсомола правящей партией. КПСС определяла основные задачи коммунистического союза, оказывала практическую помощь, самостоятельно осуществляла выбор и расстановку кадров, осуществляла контроль за реализацией собственных директив.

Коммунистический союз молодежи СССР прошел в своем развитии ряд этапов. Особенности этих этапов напрямую зависели от внутренней политики Коммунистической партии.

1920-е гг. характеризуются относительной самостоятельностью в деятельности союза, поскольку его развитие в то время происходило в рамках теоретических наработок В.И. Ленина. Если в 20-е гг. еще звучали идеи непризнания партийного руководства, требования равноправного с партией положения, то в 1930-гг. жесткой политикой сталинизма эти «веяния» были пресечены. В 1930-1940-е гг. усиливается идеологизация во всех сферах жизни, контроль партии за деятельностью союза на всех уровнях, что привело постепенно к увеличению бюрократического аппарата.

В 1950-е гг. руководство КПСС предприняло попытки переосмыслить просчеты сталинского времени в руководстве коммунистическим союзом, однако серьезных подвижек в этом направлении не произошло.

В 1980-е гг. происходит процесс переосмысления в комсомоле. Дискуссии среди членов ВЛКСМ выявили остроту противоречий и глубину кризиса своей организации. В центре дискуссии были вопросы, относящиеся к сущности союза молодежи, его предназначению, основной задаче, организационному строению, формам управления и т. д. Осознание этих явлений были стимулом к реформированию комсомола, но практически решить эти задачи новое правительство так и не смогло.

Список использованной литературы

  1. Беляев В.И. Ученическое самоуправление и школьный комсомол (1918-1981 гг.) // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 121-127.
  2. ВЛКСМ. XXI съезд. 1990. Москва. Устав ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1990. 24 апреля.
  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Комсомол сегодня: школа нравственности // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 31-36.
  4. Галаган А.А. Неоткрытые страницы истории: о белых пятнах и черных дырах истории Ленинского комсомола. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989. 94 с.
  5. Зиновьев Г.Е. Основные задачи Ленинского комсомола. Л.: Госиздат, 1924. 100 с.
  6. Криворученко В. К., Родионов В. А., Татаринов О. В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М.,1997.
  7. Крупская Н.К. Важнейший участок комсомольской работы // Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: Изд-во Ак. Пед. Наук, 1959. С. 560-567.
  8. Ленинский комсомол в годы Великой Отечественной войны. Сб. ст. М.: Молодая гвардия, 1975. 334 с.
  9. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1963. 815 с.
  10. Лепехин С.М. Ленинские принципы воспитания молодежи. Л.: Лениздат, 1978. 216 с.
  11. Марш ударных бригад. Молодёжь в годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. 1921—1941 гг. Сб. документов. М., 1965.
  12. Михайлов Н.А., Шмейков В.Д. Подвиг комсомола и советской молодежи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М, 1980. 51 с.
  13. Мухамеджанов М.М. Комсомол: последние десять лет (1981-1991 гг.)// www.zpu-journal.ru

 

  1. Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодёжи. М., 1969. 251 с.
  2. Очерки истории ВЛКСМ. В поисках истины. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 210 с.
  3. Партийное руководство комсомолом. Л.: Лениздат, 1960.
  4. Педан С.А. Партия и комсомол ( 1918-1945 гг.). Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  5. Соколов В.И. Из истории молодежного движения в России (1900-1926 гг.) // Социальные исследования. 1996. № 12. С. 122-125.
  6. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М.: Мол. гвардия, 1986.

 

 


[1] Воспоминания Б. Бажанова // stepanov01.narod.ru/library/bazan.htm

[2] Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М., 1986. С. 3.

[3] Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. С. 34.

[4] Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1959. С. 563.

[5] Галаган А.А. Неоткрытые страницы истории: о белых пятнах и черных дырах истории Ленинского комсомола. Саратов, 1989. С. 32.

[6]  Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М.,1969, с. 5-6.

[7] Там же. С. 11-12.

[8] Очерки истории ВЛКСМ. В поисках истины. Саратов, 1991. С. 186.

[9] Очерки истории ВЛКСМ. В поисках истины. Ч. 2. Саратов, 1991. С. 192.

[10] Мухамеджанов М.М. Комсомол: последние десять лет (1981-1991 гг.)// www/ zpu-journal.ru

[11] Служить делу коммунизма // Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. С. 785.

[12] Зиновьев Г.Е. Основные задачи ленинского комсомола. Л., 1924. С. 34.

[13] Зиновьев Г.Е. Основные задачи ленинского комсомола. Л., 1924. С. 66.

[14] Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодёжи. М., 1969. С. 53.

[15] Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. С. 39.

[16] Марш ударных бригад. Молодёжь в годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. 1921—1941 гг. Сб. документов, М., 1965. С. 63.

[17] Очерки истории ВЛКСМ. В поисках истины. Саратов, 1991. С. 103.

[18] Педан С.А. Партия и комсомол (1918-1945 гг.). Л., 1979. С.  174.

[19] Михайлов Н.А., Шмейков В.Д. Подвиг комсомола и советской молодежи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М, 1980. С. 43.

[20] Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодёжи. М., 1969. С. 134.

[21] Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1963. С. 7-8.

[22] Криворученко В. К., Родионов В. А., Татаринов О. В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М.,1997. С. 168.

[23] Мухамеджанов М.М. Комсомол: последние десять лет (1981-1991 гг.)// www.zpu-journal.ru

 

 

 

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ