Козляков В.Н. «Русская правда» Дмитрия Ивановича Шаховского (о развитии декабристской традиции в политической культуре России на рубеже XIX-XX веков) //Освободительное движение в России: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Н.А. Троицкого. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. Вып. 21. С. 191-194.

Рубрики: Библиотека

Внешние вехи биографии Дмитрия Ивановича Шаховского (1861–1939) – известного земского деятеля, одного из создателей «Союза освобождения», члена ЦК партии кадетов, секретаря I Государственной думы и министра государственного призрения в одном из составов Временного правительства достаточно известны. Обычно имя Дмитрия Ивановича вспоминали в связи с изучением биографии его близкого друга академика В.И. Вернадского.  Сын В.И. Вернадского – Георгий Владимирович,  преподававший русскую историю в Йельском университете в США, опубликовал большую работу под названием «Приютинское братство», где рассказал о дружеском кружке студентов-выпускников Петербургского университета,  не только на всю жизнь сохранивших дружескую приязнь друг к другу, но и немало сделавших вместе в политике и образовании(1).  О «Приютинском братстве» подробно написал также биограф В.И. Вернадского Г.П. Аксенов(2)  В 1992 г. в сборнике «Звенья» вышла первая подробная публикация «Писем о братстве», подготовленная Ф.Ф. Перченком,  А.Б. Рогинским и М.Ю. Сорокиной,  получившими возможность использовать следственное дело Д.  И.  Шаховского,  арестованного и расстрелянного НКВД (3).

Деятельность Д.И. Шаховского изучалась и в Ярославле,  где в дореволюционное время он не только служил в земстве, но и стал одним из создателей частной демократической прессы, газет «Северный край» (1898) и «Голос» (1908)(4). В последнее время в журналах  «Родина»  и  «Отечественная история» напечатаны биографические очерки о нем, написанные известными исследователями истории партии кадетов и либерализма К. Ф. Шацилло, В.В. Шелохаевым (5). Опубликованы переводы всего комплекса «Философических писем»  П. Я. Чаадаева,  разысканных  [Д.И.] Шаховским и готовившихся им в 1930-е гг. к публикации в известной серии «Литературное наследство» (6).

Без понимания роли Шаховского невозможно написать полную историю земского конституционализма, партии кадетов и того, что обозначалось его современниками как «освободительное движение». И даже в этом случае представление о вкладе Шаховского в политическую эволюцию России на рубеже XIX–XX вв.  будет неполным.  Выделяя для изучения жизнеописание политика, историки обычно абстрагируются от полного биографического контекста,  делая акцент на общественном,  а не личном. Между тем возможен и другой взгляд, когда знание внутренней эволюции человека, выраженной через его труды и дела, исследованной по переписке и мемуарным свидетельствам, позволяет лучше понять мотивы его политического поведения в течение всей жизни.

Попытаемся проследить,  что стало определяющим для Д.И. Шаховского в выборе пройденного им политического пути. Посмотрим, как корректировались его представления, в зависимости от тех изменений, которые происходили в русском обществе. Выяснить это важно еще и потому,  что  [Д. И.] Шаховской,  его друзья и единомышленники,  безусловно, представляли авангард тогдашнего общества, во многом закладывая новые нормы политической культуры в России.

(191)

Думается,  вряд ли можно ошибиться,  если выделить в качестве стержневой основы для понимания личности Шаховского его принадлежность к потомкам одного из декабристов. В автобиографии, опубликованной в 1913 г. в юбилейном сборнике газеты «Русские ведомости», [Д.И.] Шаховской говорил о себе: «Я – внук декабриста и всегда помнил это, насколько себя помню»(7).  В начале 1925 г.,  когда давно отбушевали времена  «борьбы с самодержавием», [Д.И.] Шаховской пишет для своих друзей по братству письмо  «Вызовстарикам и молодым»: «Декабристами жива Россия, и ими в глубине души жив каждый из нас. Нам надо вполне осознать это и по возможности передать это сознание другим. Без этого мы не можем достаточно послужить великой задаче,  которая поставлена декабристами и пока не выполнена нами: осуществить русскую правду»(8). Само понятие «Русской правды» повторяет название известного конституционного проекта Павла Пестеля и,  видимо,  должно было олицетворять продолжение декабристской традиции для поколения [Д.И.] Шаховского.  В связи с этим обратим внимание на одно замечание Ю.М. Лотмана, сделанное им в последнем,  изданном посмертно,  труде о культуре дворянской России XIX в.  Исследователь,  определяя культурный вклад декабристов,  писал о том,  что они «проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличающегося от того,  что знала вся предшествующая русская история»(9).

Так же, как и декабристы, Шаховской утверждал новый тип поведения, абсолютно противоречивший светским понятиям о том, как должен вести себя князь и генеральский сын.

Ф.И. Родичев, пригласивший выпускника Петербургского университета Д. И. Шаховского на земскую службу в 1885 г., вспоминал: «Зимой 1884–1885 года Кавелин часто рассказывал о кружках университетской молодежи, не социалистов, не революционеров, — очень идейных юношей. Среди повального отупения тогдашней молодежи это было редкое явление. У Кавелина же вскоре я встретился с одним из членов такого кружка, князем Д.И. Шаховским.

Молодой, застенчивый, с наивным внимательным взглядом, Шаховской проповедовал учение Льва Толстого, аскетизм, самопожертвование, любовь. К политике он был равнодушен и собирался идти в учителя русского языка. Он горел жаждой подвига. Кавелин оспаривал его аскетизм,  нападал на Толстого,  вызывая Шаховского на спор.  Спорил и я с юношей, любуясь им.  Я был поражен новым для меня явлением…»(10).  Действительно, [Д.И.] Шаховской в юности серьезно увлекался идеями Л. Н. Толстого, известны факты его участия в распространении толстовских книг для народа. [Д.И.] Шаховской лично общался с Львом Николаевичем и даже был принят в Ясной Поляне. Не случайно, поехав учительствовать,  он надел мужицкий костюм. Ф.И. Родичев оставил известие и об этом периоде жизни [Д.И.] Шаховского: «Появление его в Весьегонском уезде произвело сенсацию. Молодой князь, сын военного, одет как мужик, в полушубке и валенках, норовит ходить пешком, а не ездить. Своими руками возделывает огород, незлобив… Его искренность и простота в обращении с людьми обезоруживала…».  Весьма показательно,  что [Д.И.] Шаховской со всею искренностью молодости откликнулся на близкие ему размышления [Льва Николаевича] Толстого именно о барской вине перед крестьянами.

Если бы все на этом и закончилось, то произошла бы обычная история: «кто в молодости не либерал,  кто в старости не консерватор». Но Шаховской был последователен,  для него было действительно серьезным испытанием предложение отца вступить в права владения родовым серпуховским имением Васькино (Рождествено) (рядом с чеховским Мелиховым) и ярославским имением (бывшее родовое поместье Щербатовых в сельце Михайловском). С 1889 г. он поселился в сельце Михайловском и сразу же раздал всю землю в аренду крестьянам по максимально низким ставкам,  так что крестьяне говорили о нем,  что он их «наградил землей»(11). Впоследствии он вообще продал свое имение,  оставив себе только небольшой кусок земли для ценза. Даже в женитьбе сказалось его бунтарское стремление преодолеть светские поведенческие стереотипы и расчеты. Избранницей [Д.И.] Шаховского стала выпускница Бестужевских курсов, дочь московского купца Анна Николаевна Сиротинина (ее брат был известным московским врачом). Знавшая эту семью Ариадна Владимировна Тыркова (по приглашению Шаховского в 1903 г. она работала в Ярославле в газете «Северный край») писала: «Княгине Шаховской не стоило больших усилий приспособить жизнь семьи                                    (192)

к упрощенным формам.  Она была хорошая женщина,  искренняя,  преданная детям и мужу, но несложная. Опрощение было в ее стиле. Барственности в ней не было и тени.

В этом доме запросто могли постелить клеенку, выставить для гостей нежный севрский фарфор и спокойно разложить на него хлеб и колбасу, не всегда разрезанную. Гости справлялись, как умели»(12).

Д.И. Шаховской никогда не кичился своим княжеским происхождением (какая спесь могла быть у внука политического каторжника?). Однако понимание его мотивов с трудом давалось обывателю. В архиве ярославского жандармского отделения сохранилось дело о наблюдении за политически неблагонадежным кн. Шаховским, со сведениями агента госпожи Монаковой, внедренной в окружение известного земца. Хотя к написанному ею «роману» из донесений нужно относиться с осторожностью,  некоторые переданные ею детали вряд ли придуманы, например, вопрос [Д.И.] Шаховского в одном из их разговоров: «Что это вы меня все время титулуете»? (13)

Как и Ф.И. Родичев,  другой друг Шаховского А.В. Тыркова-Вильямс оставила свидетельства того,  что необычность его поведения особенно бросалась в глаза при первой встрече: «И вдруг в мою дверь постучал Шаховской… Его значительность я сразу признала». В характеристике [А.В.] Тырковой-Вильямс, профессиональной писательницы, можно найти, наверное, самое лучшее и достоверное дружеское описание личных черт Дмитрия Ивановича. «Шаховской меня не поучал, не наставлял, никуда не загонял, – писала Ариадна Владимировна. – Он слишком уважал свободу других, чтобы это делать». [А.В.] Тыркова писала о нем как о «глубинном» человеке, «он был собиратель, его главным талантом было привлекать и объединять людей»(14).

Изучение политической биографии [Д.И.] Шаховского показывает, что она развивалась в соответствии с канонами декабристского поведения  (параллелями истории декабризма стали Приютинское братство,  Союз освобождения,  конституционализм).  Но здесь [Д.И.] Шаховской пошел дальше, продолжая и утверждая традиции неподцензурной зарубежной публицистики как в собственных политических брошюрах, изданных в 1895 г. в Женеве под псевдонимом С. Мирный, так и в создании и распространении газеты «Освобождение».

Даже в начале партийного строительства в России Шаховской, организовав работу ЦК партии кадетов,  создал инновационую модель политической деятельности.  Позиция же [Д.И.] Шаховского внутри партии кадетов несколько отличалась от той,  что занимал ее «демократический ареопаг»  во главе с П.Н. Милюковым.  По терминологии того времени, [Д.И.] Шаховской был «левый кадет», на самом же деле он был просто человеком действия. В отличие от ряда людей его политического круга, Шаховской имел многолетний практический опыт земского дела в провинции. Он слишком хорошо представлял,  насколько применимы те или иные идеи, рождавшиеся в головах прекрасно образованных профессоров и адвокатов,  входивших в ЦК партии кадетов,  к российской действительности.  Незадолго до Первой мировой войны [Д.И.] Шаховской увидел в кооперации возможный выход из политического кризиса партии кадетов,  постепенно терявшей очки в думской борьбе.

Вот как вспоминала об этом [А.В.] Тыркова-Вильямс: «Верное общественное чутье подсказало ему,  что через кооперацию может он собирать,  сближать следующие круги людей, более мелких, но и более многочисленных, приучать их к совместной работе, закреплять в них те навыки, на которых должно держаться человеческое общежитие… Он мечтал втянуть кадетов в кооперацию, связать их, наконец, с толщею населения… но сделать этого не успел»(15).

Упомяну еще неслучайный интерес Шаховского к изучению творчества М.М. Щербатова и П.Я. Чаадаева, одних из наиболее известных и последовательных оппозиционеров власти и либералов (и с тем и с другим, кроме кровного, он ощущал еще и духовное родство). Думать о них он, видимо, никогда не переставал, храня архив Щербатова и связки писем Чаадаева, живя в окружении вещей и портретов своих предков. Научные же занятия их наследием совпадали у [Д.И.] Шаховского с теми периодами, когда он был отлучен от активного участия во всероссийской политической деятельности. Щербатовым и историей  «осьмнадцатого»  века Шаховской занимался в тюрьме,  куда был заключен в 1908 г.  по делу о Выборгском воззвании. А открытия,  связанные с изучением творчества П.Я. Чаадаева, сделаны уже в Советской России в 1920–1930-е гг. Тогда же, в 1925 г., в год столетия декабристского выступления, [Д.И.] Шаховской вернулся к их мыслям о «Русской Правде». Немного не ко времени для современника другой,  так называемой «Правды» – большевистской.

(193)

Д.И. Шаховской остался в Советской России, и это был его осознанный выбор, не принятый друзьями за границей.  Более того,  не кто иной,  как  [Д.И.] Шаховской более всего способствовал возвращению в страну своего друга В.И. Вернадского,  раздумывавшего о продолжении научной карьеры за рубежом. Как для того, так и для другого жизнь в России, а не эмиграция была логичным продолжением в следовании своим принципам служения общественному долгу. Как ни парадоксально, [Д.И.] Шаховской по-дворянски подтверждал верность своему роду,  только гордясь другим,  генеалогическим счетом свободы,  начавшимся от декабристов. «Та же была в нем рыцарская прямота, – писала Тыркова-Вильямс, — непоколебимое чувство долга, наивная влюбленность в свободу, равенство и братство.

Когда он бывал в очень хорошем настроении, он повторял:

По чувству братья мы с тобой,

Мы в искупленье верим оба,

И будем мы хранить до гроба

Вражду к бичам земли родной»(16).

Вспоминал ли Дмитрий Иванович эти стихи перед смертью на замучившей его Лубянке? Декабристский идеал «Русской правды» был убит вместе с одним из тех, кто так много думал о ней и утверждал всею своею жизнью принципы свободы. Видимо, ломка социальных кодов не могла пройти бесследно, она возвратилась Шаховскому дьявольской усмешкой. В день его смерти передовая статья  «Правды»  призывала  «сделать всех рабочих и крестьян образованными», насилуя еще и заветную мысль всей жизни Шаховского о всеобщем образовании.  Но надо помнить,  что свою жизнь он все-таки прожил в согласии с самим собой,  все,  кто встречались с ним,  не могли забыть прикосновения к чему-то искреннему и настоящему в своей жизни. Снова нельзя не процитировать Тыркову-Вильямс:

«…Популярность таких деятелей вырастала не только из их личной привлекательности, но и из их культурности». В нем воплощалась, по ее словам, «духовная тонкость, простота, общительность,  глубокая честность и правдивость,  неподкупная преданность идеям,  готовность продолжать заветы целого ряда поколений служилых людей…»(17).

До сих пор облик Д.И. Шаховского остается обаятельным,  а написанные им работы продолжают будить мысль, в них остается жизнь, которая сильнее смерти. И если нам когда-нибудь везло в жизни,  то именно тогда,  когда мы встречались с людьми, подобными [Д.И.] Шаховскому. Конечно, он был живой человек, с ошибками и страстями, своеобразно понятой религиозностью и отношением к смерти. Но он был счастлив тем, что не просто приблизился к идеалу, а создавал его, совершенствуя особый тип русского человека, созданный декабристами. И теперь уже от следующих поколений зависит, – удержится ли эта культурная преемственность в истории России.

 

1. Вернадский Г.В.  Приютинское  «братство» //  Новый журнал  (Нью-Йорк). 1968.  № 93.  С. 147–171; 1969.  № 95.

С. 202–215; 1969. № 96. С. 153–171; 1969. № 97. С. 218–237.

2. Прометей: Ист.-биогр. альманах. Сер. «ЖЗЛ». Т. 15. Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии /Сост. Г. Аксенов; Науч. ред. И.И. Мочалов. М., 1988; Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1994.

3. Д.И. Шаховской. Письма о братстве. Публикация Ф.Ф. Перченка, А.Б. Рогинского, М.Ю. Сорокиной // Звенья: Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 174–318.

4. Козляков В. «Осуществить русскую правду…» //  Золотое кольцо  (Ярославль). 1993. 14  апр., 29  сент.;  Он же. Дмитрий Иванович Шаховской // Ярославский календарь на 1996 год. Ярославль, 1996. С. 32–35.

5. Шацилло К. «Освобождать – так всех!» Мечтания молодых либералов и правда жизни (О Д.И. Шаховском) / Родина. 1997. № 7. С. 49–52; Шелохаев В.В. Дмитрий Иванович Шаховской // Отечественная история. 2000. № 5. С. 107–120.

6. Неизданные «Философические письма» П.Я. Чаадаева / Вступит. ст. В. Асмуса и Д. Шаховского // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22–24. С. 1–78; Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. Письма: В 2 т. М., 1991. Т. 1–2.

7. Шаховской,  кн. Дмитрий Иванович.  (Автобиография) // Русские ведомости, 1863–1913:  Сб.  статей.  СПб., 1913. С. 196.

8.Д.И. Шаховской. Письма о братстве… С. 224.

9. Лотман Ю.М.  Беседы о русской культуре.  Быт и традиции русского дворянства XVIII–начала XIX  века.  СПб., 1994. С. 331.

10. Федор Измайлович Родичев. Воспоминания и очерки о русском либерализме. Newtonville, 1983. P. 59.

11. А.Н. Шаховская.  «Бескорыстное служение» (записка,  написанная женой Д.И. Шаховского после его ареста в 1938 году). Приношу искреннюю благодарность Е.М. Шик за возможность спользовать этот документ и другие материалы из ее архива).

12. Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет / Предисл. В.В. Шелохаева. М., 1998. С. 285.

13. ГАЯО. Ф. 906, оп. 4, д. 128.

14. Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет… С. 222, 287.

15. Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет… С. 518–519.

16. Там же. С. 286.

17.Там же. С. 520.

(194)

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ