Краткий экскурс по трем мировым религиям Средневековья

Рубрики: Библиотека> Это интересно!

Термин «Средневековье» впервые появился в конце 60-х гг. XV века в «Слове» епископа Джованни Андреа, посвященном памяти философа Николая Кузанского. Именно в это время в Западной Европе возникло движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс. Период между Ренессансом и античностью, длившийся почти тысячелетие, — с V по XV, — был назван итальянскими учеными-гуманистами «средними веками». Они называли Средневековье «тысячелетием мрака», считая его темным и диким в сравнении с античностью.

Сегодня развеяны и легенды об «ужасной ночи Средневековья», и романтические представления о таинственности и блеске Средневековья рыцарского. Эта эпоха предстает перед нами как закономерный этап в развитии мировой истории и культуры, имеющий свою систему взглядов, моральных ценностей и свое художественное восприятие мира.

Когда речь идет о вкладе, внесенном народами Средневековья в мировую художественную культуру, остается открытым вопрос: было ли искусство раннего Средневековья эпилогом античности или прологом новых времен, продолжением или завершением античности, «эпохой мрака» или «эпохой перемен»? Но бесспорно одно: культура средних веков – это важный этап художественного развития человечества.

В средние века основные центры цивилизации возникали на окраинах прежнего античного мира, и там создавались новые мощные очаги культуры. Это Западная Европа, Византия, Ближний и Дальний Восток.

В каждом из этих центров художественная культура имела свое неповторимое лицо. Но, несмотря на это, можно выделить следующие общие черты и особенности всей средневековой художественной культуры:

1. Стремление к универсализму, обобщенности;

2. Объединение наследия древних цивилизаций с энергией молодых народов;

3. Столкновение христианских идей и языческих представлений;

4. Развитие религиозной, светской и народной культур;

5. Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда;

6. Выражение основных жизненных позиций через систему условностей, символов и аллегорий;

7. Обращение к внутреннему миру человека. Умение видеть его духовную красоту не только в телесно прекрасном образе. Восприятие души и тела как двух противоположных начал, в которых душе отдавалось предпочтение;

8. Господство религиозного мировоззрения.

В средние века формируется новый религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Три мировые религии: христианство в Европе, буддизм и ислам – на Востоке – на протяжении всего Средневековья определяли философию и художественную культуру. Сформировавшиеся на почве национальных религий, они объединили верующих независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Главная цель мировых религий – познать самого себя, окружающий мир и Бога. Основателей всех трех религий волновали одни и те же вопросы. Как устроен мир? Почему не все люди счастливы? Почему они умирают? Что есть Бог? Они давали на них в чем-то разные, но все же весьма схожие ответы.

Человеку каждой эпохи присущи свои представления о мире, о природе и обществе, о времени и пространстве. Античный человек был частью вечного гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности были справедливость, мудрость, мужество.

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли. Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было слово… И слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести. Основными философскими идеями Средневековья становятся монотеизм (Бог един и уникален), теоцентризм (Бог – центр мироздания), креационизм (сотворение мира Богом из ничего), дуализм (двумирность). Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний». Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

Такая переориентация сознания на мир идеальный, духовный становится главной тенденцией средневековой культуры, основу которой составили три мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Буддизм – самая ранняя по времени из мировых религий – зародился в VI веке до н.э. в Индии. Согласно этому вероучению, земная жизнь человека – это страдание, и только после смерти его душа с помощью Будды сможет достигнуть блаженства – нирваны.

В древних буддийских легендах рассказывается об основателе этой религии – Будде как о реальном человеке, сыне царя небольшого североиндийского государства, жившем в 623-544 гг. до н.э. Его звали Сиддхартха Гаутама.

Окруженный роскошью, Сиддхартха проводил время в развлечениях и пирах, не подозревая, что в жизни есть страдание, нужда, болезни и смерть. Встреча с грубой действительностью так сильно подействовала на него, что он добровольно отрекся от роскоши и шесть лет странствовал, став аскетом-отшельником. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом познания и погрузившись в глубокие раздумья, Гаутама внезапно достиг «великого просветления». Ему открылся истинный путь к покою и просветлению духа через самоуглубление. С этого момента Сиддхартха Гаутама становится Буддой – просветленным. Медитируя, Гаутама познал четыре благородные истины: жизнь – это страдание, его причина – страсти, не станет страстей – не станет и страдания, к преодолению страстей ведет восьмеричный, или срединный путь, который символически изображается в виде колеса с восьмью спицами. Восьмеричный путь слагается из восьми шагов:

— правильное понимание

— правильное стремление

— правильная мысль

— правильная речь

— правильное действие

— правильный образ жизни

— правильные усилия

— правильная концентрация.

По буддийскому учению восьмеричного круга перерождений, или колеса жизни, после смерти люди возрождаются в одном из шести миров бытия. И от поведения человека зависит, в каком из шести состояний будет его перерождение в следующей жизни. Гаутама искал способ выйти из круга перерождений и обрести покой и блаженство в состоянии нирваны. Буддизм, в отличие от других религий, предоставляет каждому человеку возможность стать буддой, если он сумеет изменить свою жизнь.

Христианство является второй по времени возникновения и самой распространенной сегодня в мире религией. Оно возникло в I веке в восточной части Римской империи – Палестине. Сначала его носителями были преследуемые властью секты верующих в единого бога Иисуса Христа – Спасителя.

По словам Жака Ле Гоффа, эта «религия вселенского признания не рисковала замкнуться в границах одной цивилизации. Конечно, оно (христианство) стало главным наставником средневекового Запада, которому передало римское культурное наследие».

Ф. Энгельс отмечал, что эта новая религия первоначально была «религией рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов». Она не разъединяла, а объединяла разноязычное население огромной империи и имела наднациональный характер. Став в IV веке государственной религией Римской империи, христианство, опираясь на евангельские идеи кротости, покорности, безропотного повиновения властям, существенно изменило первоначальную антирабовладельческую направленность. Позже в христианстве выделилось три направления: православие, католицизм и протестантизм.

Литературными источниками изучения раннего христианства являются канонические книги Нового завета: четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) – повествующие о земной жизни Иисуса Христа, неканонические произведения – легенды, не признанные церковью, так называемые апокрифы, сочинения апологетов, т.е. защитников христианства от литературных врагов, и отцов церкви.

Самой молодой религией является ислам (букв. «покорность», «смирение», появившийся в VII веке в Аравии. Его приверженцев называю мусульманами – верными, покорившимися Аллаху. Эта религия провозглашает единым богом Аллаха, а жившего в Мекке араба Мухаммеда – его пророком. Действительно, Мухаммед жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, потом, в 622 году, в Медине, где после бегства (хиджры) нашел множество приверженцев новой религии. С этого года ведется мусульманское летоисчисление.

Согласно исламу, Мухаммед получил от бога и передал людям ряд откровений, записанных в священной книге мусульман – Коране (от араб. «ал-куран» — чтение вслух, назидание). Коран дополняет Сунна (букв. «образец», «пример») – сборник благих обычаев, традиционных установлений в виде свода текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела. Сунна пророка запечатлена в свидетельствах его праведной жизни – хадисах.

Ислам жестко регулирует поведение мусульман и в быту, и в общественной жизни, ориентируя их на следующие заповеди: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза) в девятом месяце – рамазане; паломничество (хадж) в священный город Мекку, где находится куб мечети Каабы с вмурованным «черным камнем» — главной святыней мусульман.

 

 Источник: Вачьянц А. Три мировые религии Средневековья //Искусство. Июль 2000. №25.

 

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ