Введение
- Понятие «модернизация»
- Опыт и особенности дореволюционных модернизаций в России
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс происходящих на глазах социальных изменений является предметом постоянного не только теоретического, но и практического интереса. Суть перемен, которые идут в России, заключена в понятии «модернизация». Термин стал центральным для характеристики этого типа развития, связанного со сменой и поиском собственной идентичности, попыткой приблизиться к западной. Слово «идентичность», широко распространенное на Западе, для российской науки является понятием новым. Оно характеризует надындивидуальный источник индивидуальных ценностей и поведенческих стереотипов[1].
В процессе модернизации происходит становление новых и эволюция уже существующих институтов экономики, политики, культуры, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу, включая Россию второй половины XIX – начала ХХ вв., свидетельствует, что общая системная трансформация общества не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области институтов власти.
История допускает принципиальную возможность осуществления социально-экономической модернизации «сверху». Для того, чтобы процесс перехода от традиционного общества к современному завершился успешно, необходимо соблюдение целого ряда условий и, прежде всего, обеспечение динамического равновесия между изменениями в различных сферах общества.
Целью данного исследования является попытка проследить историю модернизаций в дореволюционной России и выделить их особенности. Кроме того, необходимо дать четкое определение понятия «модернизации».
Для написания работы были привлечены исследования российских и зарубежных авторов – историков, политологов и социологов, предметом исследований которых являлся процесс модернизации в России и других странах. Прежде всего, необходимо отметить коллективный труд «Модернизация: От равенства к свободе», где рассмотрены явления модернизации в таких странах, как США, Япония, Россия и др. Специфика российской модернизации отмечена также в сборнике «Модернизация в России и конфликт ценностей» под редакцией С.Я. Матвеевой. Обширный материал для рассмотрения данной темы дали материалы «круглого стола» «Российская модернизация: проблемы и перспективы», где участие в дискуссии приняли такие известные ученые, как Л.С. Ахиезер, М.А. Пешков, Л.А. Седов, В.Г. Хорос, С.Я. Матвеева и др.
В целом исследовательская литература позволяет раскрыть вопрос о понятии «модернизация» и особенностях процессов модернизации в России дореволюционного периода.
1.Понятие «модернизация».
В современной исторической и социально-политической литературе, анализирующей развитие и тенденции проводимых в России реформ, нередко можно встретить понятие «модернизация». Отечественное обществоведение заимствовало этот термин из западной политологии и социологии, где он получил широкое распространение. Однако в среде тех ученых, которые непосредственно занимаются проблемами модернизации, нет единой точки зрения на его смысл и диапазон применения.
Одним из первых попытку унифицировать использование этого понятия предпринял в 1958 г. Дж. Холл. Американский социолог отмечал, что «создание единого понятия «модернизация» привлекло широкое внимание. Смысл развития современного мира по-прежнему описывается такими неадекватными, по всеобщему признанию, понятиями, как вестернизация, демократизация или индустриализация… Именно в этом контексте родился термин «модернизация», несущий в себе информацию о большой амплитуде изменений, влияющих на развитие общества в Новое время» [2].
По мнению другого американского ученого У. Мора, под модернизацией в западной политической науке понимается тип социального изменения, тотальной трансформации традиционного или досовременного общества к тому типу технологий и соответствующей ему социальной структуры, которые характерны для развитых, экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира.
Исследования немецкого историка и социолога В. Цапфа показывают суть модернизации в резком выдвижении вперед обществ-пионеров и последующем движении отставших. По его мнению, теория модернизации имеет дело с эпохальными, долгосрочными, нередко насильственными трансформациями, которые, начавшись в Европе, втянули затем в свою динамику весь мир. Модернизация является систематическим процессом, который ставит всеобщие проблемы; вместе с тем, модернизация — исторический процесс, который продуцирует самые различные решения.
Вслед за зарубежными специалистами к теории модернизации и формулированию данного термина обратились российские ученые. По мнению А.С. Ахиезера, модернизация — это процесс целостного обновления общества, попытка пройти путь от традиционной суперцивилизации к либеральной. В России процесс модернизации происходит на основе ассимиляции достижений более развитых стран, при их стимулирующем воздействии. Возможность для модернизации надо искать в исторически сложившейся культуре, в накопленном историческом опыте[3].
Профессор А.А. Кара-Мурза рассматривает модернизацию не только с точки зрения развития исторического процесса, но и со стороны философии. Если чисто исторически модернизация – это «переходность» от традиционалистского общества к современному, то проблема модернизации, если подходить к ней философски, является фокусом глубинной экзистенциальной проблемы — проблемы «социальной смерти», — и состоит не в том, «каким быть» обществу (традиционным или современным, восточным или западным), а в том «быть или не быть?»[4].
Таким образом, «модернизация» — это относительно новое понятие, отражающее процесс изменения «неевропейских» стран в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые составляют суть западной цивилизации.
К числу решающих факторов, под влиянием которых стали разрабатываться теории модернизации, относится та социально-политическая обстановка в мире, которая сложилась после Второй мировой войны. Подъем национально-освободительного движения, крах колониальной системы и выход на арену самостоятельного развития молодых суверенных государств нашли своеобразное отношение и интерпретацию в западной политической науке. Процесс «осовременивания» освободившихся стран, который включает изменения в обществе и жизни человека: развитие промышленности и капиталистическую перестройку сельского хозяйства, технические усовершенствования, развитие культуры, новые формы быта стал широко изучаться в рамках сравнительных. Переход от социальной дезорганизации к социальному порядку, от традиционного, «предсовременного» общества к «современному», индустриальному, а в перспективе — к постиндустриальному, эталоном которого служат США, и стал разрабатываться в рамках «теории модернизации».
Таким образом, можно подвести итог. Модернизация – это прорыв к качественно новому состоянию общества[5], результат развития западной цивилизации, и она неотделима от культуры «модернизма», которая имеет глубокие корни в античности и иудейско-христианской традиции, но зарождается в эпоху Ренессанса. В качестве ее основных характеристик современные авторы называют:
- господство идеи социального и технического прогресса;
- рационализацию всех общественных и межличностных отношений;
- готовность и стремление к постоянным переменам, как в образе жизни, так и в социально-экономических и политико-правовых институтах;
- возведение в ранг непреложных ценностей личной свободы и индивидуализма;
- взгляд на окружающий мир-природу как на объект реализации человеческих знаний и сил;
- постоянный интерес к будущему с уверенностью, что оно обязательно лучше настоящего.
2.Опыт и особенности дореволюционных модернизаций в России.
Существует глубокое отличие между модернизацией в развитых странах Запада и России. В первом случае она протекала как результат внутренних противоречий, на своей собственной культурной базе, вызревание которой можно проследить еще со времен античности. В России же модернизация проходила под сильным влиянием и давлением опыта других стран, который давал образцы эффективной деятельности во всех сферах жизни, показывая пути решения постоянно возникающих, все более сложных проблем. А.С. Ахиезер, как и многие другие ученые считает, что «применительно к нашей стране можно говорить в лучшем случае о запаздывающей или догоняющей модернизации, имеющей место в странах, которые начали модернизацию тогда, когда Запад уже переступил ее решающий рубеж»[6].
В большинстве отечественных и зарубежных работ, вышедших в последнее время и посвященных рассмотрению российской истории[7], выделяется ряд постоянно действующих факторов русского исторического процесса в их временной протяженности. К ним относятся, прежде всего, особая пространственная и геополитическая ситуация, специфический механизм функционирования социального строя, место государства и его институтов в регулировании общественных отношений, острейшая общественно-политическая борьба по вопросу о путях развития России.
Географическое расположение Российского государства, раскинувшегося на обширных просторах, не имеет аналога на планете. Россия заняла в силу этой особенности самостоятельное положение, став тем огромным пространством, на которое постоянно проникало воздействие Запада и Востока. Кроме того, Россия всегда выступала преградой распространения мирового господства, шедшего как с Запада, так и с Востока (татаро-монголы, шведы, поляки, французы, германцы). Во внешних войнах государство оказывалось непобедимым, русский этнос мог, сплотившись, противостоять с оружием в руках любому иностранному захватчику.
Отсутствие на протяжении длительного периода перенаселенности, дефицита неосвоенных земель, что составляло специфику страны, по сравнению с государствами Западной Европы, формировало достаточно устойчивые стереотипы как экономического, так и социально-политического характера. У населения не возникало стимулов переходить от традиционных, экстенсивных форм ведения хозяйства к более эффективным[8].
Данный способ существования и соответствующий ему менталитет отличались большой стабильностью, имели резервы для самовоспроизводства и создавали объективные предпосылки для усиления консервативных тенденций социальных процессов.
По мнению С.А. Панкратова и ряда других исследователей, специфика российской истории связана с наибольшей степенью несвободы в сравнении с большей частью европейских народов. «Главное, что отличало Россию не только от просвещенного Запада, но и от классического Востока, — это характерные именно для нее формы сервильного комплекса. Комплекс сервилизма (раболепия) свойственен всему Востоку и является элементом командно-административной структуры восточного деспотизма. Имеется в виду не столько рабство как социально-экономическое отношение или как социально-политический статус (приниженность подданного), юридическое состояние (порабощение бесправного пленника), но, прежде всего, сервильность как психологический стереотип»[9].
В России не было выработано противовесов, противостоящих произволу властей. Основа русской цивилизации — православная церковь — сама была подчинена власти, причем никакие попытки взбунтоваться (раскольники, староверы) к существенным результатам не приводили. Прежде всего, комплекс сервилизма проявлялся у россиян в отношении к сильной, деспотичной власти: чем жестче власть, тем с большим рвением перед ней преклоняются. И хотя при всем этом в России не всегда и далеко не все были рабами по духу, трагедия русских в том, что нерабы погибали в сервильной структуре. Уничтожались лучшие, остальные смирялись.
Центральной проблемой объяснения русского исторического процесса является вопрос об отношениях общества и государства, о механизме функционирования социального строя, решение которого применительно к России имеет известную специфику. В отличие от большинства европейских стран в России острота социального конфликта долгое время снималась за счет миграции на окраины, где, в свою очередь, традиционно группировались оппозиционные центру элементы. Вместе с тем в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, низкого уровня товарно-денежных связей, рассредоточенности населения и в постоянной борьбе с внешней опасностью необходимы были скорейшая мобилизация экономических и людских ресурсов, централизация власти и управления. В этой ситуации государство активно вмешивается в процесс формирования и законодательного регулирования положения сословий и, вследствие этого, усиливается роль государственного административного аппарата. Представители государственной школы в российской историографии отмечали: «В Европе все делалось снизу, а у нас сверху». Именно этим объясняются многие устойчивые признаки всех крупных реформ в России нового и новейшего времени.
Постоянно действующим фактором русского исторического процесса является острейшая общественно-политическая борьба по вопросу о путях развития России. Историко-научное осмысление проблемы можно отнести к эпохе петровских преобразований. Значительную роль в осознании места России в европейской цивилизации сыграла Отечественная война 1812 года. Идея России осмысливается в политических концепциях декабристов, славянофилов и западников, в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, в произведениях крупнейших философов, историков, писателей ХХ века (Г.П. Федотов, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др.). Н.А. Бердяев, как и многие его предшественники, подчеркивал промежуточное место России в планетарном пространстве: «В душе русского народа происходила борьба Востока и Запада, и эта борьба продолжается в русской революции. Русский коммунизм есть коммунизм восточный. Влияние Запада в течение двух столетий не овладело русским народом»[10].
Рассмотренные особенности действующих факторов исторического процесса в России позволяют прийти к выводу о том, что характерной чертой русского исторического процесса является решающая роль государства в функционировании всей общественной системы. Именно это объясняет многие устойчивые признаки всех крупных реформ в России. Поэтому и центральной темой в рассмотрении модернизационного процесса оказываются неизбежные причины, характер и следствия изменений систем административных и политических структур.
В истории Российского государства было немало преобразований, направленных на модернизацию социальных отношений, среди которых можно выделить два варианта реформ. Первый — ускоренное, догоняющее развитие, осуществляемое исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов. Поскольку в общественном сознании место державы в мировой политической системе стереотипно определялось, прежде всего, военным потенциалом, данный вариант модернизации часто связан с решением соответствующих задач именно в этой области. При таком варианте государство до предела напрягает общественные ресурсы, полностью перекрывая для этого механизмы социального контроля, что приводит, в свою очередь, к отчуждению власти от народа и, как следствие, порождает огромный резерв для контрреформ (реформы Петра I).
Второй вариант модернизации основывается на стремлении найти поддержку широких кругов общества, осознавших необходимость преобразований. Тем самым создавались предпосылки для такой системы социального регулирования, в рамках которой социальные противоречия разрешаются законодательным путем, с сохранением преемственности и легитимности политического руководства (реформы Александра II). Приоритет из этих двух вариантов реформ принадлежит первому, и стоит более подробно остановиться на тех периодах истории, когда реформы составляли главное содержание эпохи, когда проведенные преобразования коренным образом меняли жизнь общества и фактически составляли суть модернизационного процесса в России.
Среди оценок на реформы Петра I выделяются две полярные точки зрения: 1) Петр реформировал Россию на западный манер, сделал ее частью Европы; 2) Петр не довел своих реформ до конца, он разрушил русское и вместе с тем не привил стране западное[11].
Но есть и другая точка зрения, отмечающая тот факт, что Петр провел реформы, которые не проросли через всю толщу общества и потому не сделали Россию западной страной и не разрушили русского. Эти реформы, включая ее в русло европейской культуры, создали щит, который позволил России сохранить независимость и самобытность. Не сознание своего ничтожества, а консолидация национальных сил, национального духа были следствием проделанных Петром преобразований. А. И. Герцен говорил, что на реформы Петра I русский народ ответил появлением А. С. Пушкина. Н. А. Бердяев показал, что не только А. С. Пушкина, но и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, так как «необычный, взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра I». Это был в то время первый случай, когда потенциальная жертва Запада сознательно поставила перед собой цель овладения материальной техникой Европы ради самосохранения.
Удача Петра заключалась в том, что Европа еще не вступила в эпоху «национальных войн», и ему хватило ограниченного числа обученных западными специалистами войск, чтобы выстоять при Полтаве и победить в Северной войне. У императора хватило энергии для создания прозападной элиты и вручения ей армии и административной системы государства. Это была жестокая трансформация, но она сохранила традиционную Россию почти на три столетия. Петр Великий не осуществил синтеза Запада и России, не трансформировал «русский дух», однако он создал щит, за которым страна могла расти, развиваться, не изменяя своей эмоциональной, умственной, психологической природе, не отвергая опыт исконной Руси.
Реформы Петра I означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. Петровская дипломатия обеспечила включение России в европейскую систему, что позволило установить более тесные отношения со странами, обогнавшими Россию в области промышленного, торгового, культурного развития, позволила получить от этих стран новейшую по тем временам технологию и т. д. Административные реформы привели к наполнению качественно новыми чертами (унификацией, централизацией, дифференциацией функции аппарата управления, а также известной его милитаризацией) всю административную систему по сравнению с приказной системой Московского государства. Объективно петровские реформы воплощали в себе догоняющее развитие, модернизацию и европеизацию, выступая первыми в ряду подобных преобразований нового времени.
«Осовременивание» России осуществлялось путем административного вмешательства. Сущность петровских преобразований в том, что они представляли собой классический пример радикальных реформ, проведенных государством «сверху», без участия и, скорее, при сопротивлении широких слоев общества. Основным инструментом их проведения явилось законодательное регулирование всех сторон жизни, направленное на реализацию идеи государственного блага.
Однако, несмотря на высокую цену петровских преобразований, несмотря на титаническую энергию самого реформатора, Россия так и не стала европейской страной. Европеизация затронула лишь внешнюю оболочку российской жизни, но не ее ядро, внутренняя суть российского общества осталась прежней — азиатской, феодальной. Петр не увидел, да и не мог увидеть суть, основные принципы западной модели общества — свободу экономической деятельности и деятельности политической, которые на практике означали частную собственность, рынок, правовое государство и демократию.
На протяжении последующих полутора столетий Россия не переживала периодов реформаторства, хотя преобразования, конечно, проводились, и среди них немало важных и принципиальных. Однако они не изменили принципиально российского общества и государства. В силу особенностей российской действительности — недостаточности развития классовых отношений — движение вперед было возможно лишь при импульсах со стороны самодержавия. Александр II, вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформы, сумел осознать это и начал искать новые решения и новых людей. Одним из важнейших преобразований эпохи Александра II была отмена крепостного права.
Александр II приступил к решению крестьянского вопроса, действуя сразу в трех направлениях. Во-первых, на смену безынициативным исполнителям николаевской эпохи в высшие эшелоны российской бюрократии были введены люди «новой формации», чьи теоретические разработки и практическая деятельность во многом определили реформаторский курс правительства (Ю.Ф. Самарин, К.Д. Кавелин, В.И. Даль и др.). Во-вторых, создавались специальные учреждения по разработке крестьянской реформы, куда также вошли инициативные администраторы, а сама их деятельность постоянно контролировалась и активизировалась царем. И наконец, главное — Александр II различными способами пытался поставить дело так, чтобы само российское дворянство, хотя бы формально, выступало инициатором крестьянского освобождения. Это очень важный момент, характеризующий суть реформаторской деятельности, методов Александра II. В своих преобразованиях он старался опереться на общество. Провоцируя дворянство на реформаторские инициативы, император тем самым привлекал правящий класс к участию в преобразованиях.
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест, по которому около 20 миллионов крепостных крестьян признаны были свободными. Несмотря на то, что крестьянство получило мало земли и худшую по качеству, за которую оно должно было платить выкуп, значение отмены крепостного права можно определить следующим образом:
— во-первых, был осуществлен цивилизованный прорыв, который пытался еще совершить Петр I. Освобождение крестьян коренным образом изменило социально-экономическую модель общества. Россия теперь уже не во внешних проявлениях, а в самой своей сути медленно превращалась в страну европейского типа;
— во-вторых, освобождение (на любых условиях) было благом для крестьян.
Общество и государство сделали решительный шаг в сторону развития частной собственности, в сторону свободы экономической деятельности, но не смогли окончательно вырваться из системы традиционно-феодальных отношений и институтов. Наиболее серьезным пережитком являлось не существование помещичьего землевладения, а сохранение сельской общины, консервация в законодательном порядке общинных институтов. Пройдет полвека, прежде чем новый реформатор П.А. Столыпин попытается ликвидировать зависимость крестьян от общины.
Аграрные реформы П.А. Столыпина должны пониматься как часть обширной социальной, политической, экономической программы, нацеленной на коренное преобразование существующей системы при сохранении политической преемственности. Реформа Столыпина получила название «ставки на сильных», причем под «сильными» подразумевалась буржуазная верхушка деревни (кулаки). Толкование это основано на искажении смысла речи Столыпина, произнесенной им в III Государственной думе 5 декабря 1908 года. В Думе возник вопрос: кто должен быть собственником выделяемых из общины наделов: один крестьянин-домохозяин или вся крестьянская семья. Некоторые депутаты опасались, что получив землю в свою полную собственность, крестьянин может ее «пропить» или «промотать», оставив семью без средств к существованию. Столыпин выступил в защиту принципа единоличной власти собственника, заявляя: «Когда мы пишем законы для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых… нельзя, господа, составлять закон, исключительно имея в виду слабых и пьющих… для уродливых исключительных явлений надо составлять исключительные законы»[12]. Из текста видно, что под «разумными и сильными» он понимал всю массу средних нормальных крестьян, а не кучку «богатеев»-кулаков. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», — говорил Столыпин в 1909 году. Однако преобразованиям Столыпина не суждено было сбыться. 1 сентября 1911 г П.А. Столыпин был тяжело ранен и через четыре дня скончался. А в 1914 г. началась Первая мировая война.
Преобразовательная деятельность постоянно наталкивалась на непонимание, враждебность и противодействие как со стороны царя, так и многих группировок высшей бюрократии. Монархия и ее окружение не желали видеть той пропасти, к которой быстро продвигалась страна (в начале ХХ века, при жизни одного поколения, Россия пережила три революции, что уже само по себе говорит о небывалой остроте накопившихся противоречий). Модернизация страны была далеко не завершена. Если же учесть, что в это время кризис переживала мировая капиталистическая система в целом (а Россия находилась и действовала в едином мировом цивилизационном потоке), то становится понятным и особый накал социальных и политических конфликтов, порожденных и отягощенных специфическими условиями страны «догоняющего» типа развития.
Подводя итоги процессу модернизации в дореволюционной России, следует подчеркнуть:
— во-первых, модернизация в России развивалась в основном в русле имперской модели, сформировавшейся еще со времен Петра Великого. Ее отличали: а) выборочное заимствование технологических, главным образом военно-промышленных достижений более развитых стран в обмен на вывоз сырья; б) одновременное ужесточение эксплуатации собственного народа добуржуазными, архаическими методами; в) растущая централизация и бюрократизация управления. Модернизация, таким образом, осуществлялась узко, избирательно и была глубоко противоречивой, аномальной;
— во-вторых, модернизационные преобразования шли главным образом сверху вниз, не получая обратного импульса. Государство, государственные институты в России безраздельно доминировали, оказывая угнетающее воздействие на общественную самостоятельность, на формирование национальной культуры и национального самосознания;
— в России, как ни в одной другой стране, прошедшей сквозь «тернии» догоняющей модернизации, проявились все отрицательные последствия форсированного, неорганичного развития. Догоняющая модернизация в России породила колоссальную маргинализацию и даже люмпенизацию большой части населения, у которой накапливался невиданный по своей силе заряд злобы и ненависти ко всем, кто представлял для них «чужой» мир, «чужую» культуру[13].
— ряд исследователей выделяет также такую характерную особенность российской модернизации, как ее растянутость во времени[14].
Заключение
Термин «модернизация», заимствованный из западных общественных наук, в данный момент все чаще привлекает отечественных исследователей.
В самом широком смысле модернизация это переход общества от стадии традиционного к стадии современного, в результате которого происходят коренные изменения в системе политических, экономических, социальных институтов.
В истории дореволюционной России исследователи выделяют несколько таких поворотных моментов. В первую очередь – это реформы Петра I, которые преобразовали Россию на западный манер, сделали ее частью Европы. Результатом петровских реформ стало ускоренное, догоняющее развитие, осуществленное исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов.
Вторым важным поворотным моментом в российской истории стали реформы Александра II, в частности крестьянская реформа 1881 года. Этот вариант модернизации основывался на стремлении найти поддержку широких кругов общества, уже осознавших необходимость преобразований. Тем самым создавались предпосылки для системы социального регулирования, в рамках которой социальные противоречия разрешаются законодательным путем, с сохранением преемственности и легитимности политического руководства.
Что касается особенностей процесса модернизации в дореволюционной России, нужно отметить основные:
1. заимствование достижений других стран;
2. проведение преобразований централизованно, «сверху»;
3. растянутость модернизационных процессов во времени;
4. догоняющий характер российской модернизации.
Список литературы
- Ахиезер А.И. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методология. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. 595 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 317 с.
- Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. 280 с.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. Отв. ред. С.Я. Матвеева. М.: Издательство РАН , 1993. 250 с.
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. 424 с.
- Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие. Волгоград, Издательство Волгоградского государственного университета 1999. 64 с.
- Пантин В.И., Лапкин В.В. Особенности российской модернизации. Волны политической модернизации в истории России // rushistory.stsland.ru
- Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 3-39.
[1] Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995. С. 3.
[2] См.: Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1999. С. 6.
[3] Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методика. Словарь. Новосибирск, 1998. С. 281.
[4] См.: Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. № 7. С. 16.
[5] См.: Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1993. С. 7.
[6]Ахиезер А.С. Выступление за круглым столом. Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. № 7. С. 3.
[7] См., например: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
[8] См.: Модернизация в России и конфликт ценностей. Отв. ред. С.Я. Матвеева. М., 1994. С. 27.
[9] См.: Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. № 7. С. 9.
[10] Цит. по: Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1999. С. 25.
[11] Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995. С. 170.
[12] Цит. по: Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1999. С. 28.
[13]См.:Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 14.
[14]См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Особенности российской модернизации. Волны политической модернизации в истории России // rushistory.stsland.ru