Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, Высочайше утвержденные 22 мая 1862 года

Рубрики: Библиотека

Отделение I

Положения общие

1. Государственная роспись есть исчисление: а) всех предстоящих по государству расходов и б) источников к их удовлетворению. Государственная роспись составляется из частных финансовых смет министерств и главных управлений.

2. В финансовые сметы министерств и главных управлений не вносится: а) доходы и расходы сословий или обществ на их собственные надобности, а также суммы, назначаемые на удовлетворение губернских и частных земских повинностей; б) расходы и доходы отдельных благотворительных учреждений, содержимых независимо от частных приношений из особых законом указанных источников или на счет пособий, правительством даруемых, и в) денежные средства, для специальных целей определенные, к коим преимущественно относятся пожертвования и такого рода доходы, кои, состоя под контролем правительства, не составляют, однако же, принадлежности казны; но о сих специальных средствах и удовлетворяемых из них потребностях представляются при финансовых сметах особые приложения. Сборы и доходы вышеупомянутых трех разрядов, не подлежащие внесению в финансовые сметы, поименованы в особом к сей статье приложенном подробном расписании[1].

3. Всякие сборы и доходы, не вошедшие в помянутое в предыдущей статье расписание, как принадлежащие к средствам казенным вносятся в финансовые сметы. Отнесение каких-либо могущих впоследствии открыться сборов и доходов к разряду средств, не подлежащих внесению в Государственную роспись и обращению в Государственное казначейство ,совершается не иначе, как дополнением означенного расписания порядком законодательным, по предварительном о том сношении подлежащих ведомств с министром финансов.

4. Доходы и расходы в финансовых сметах министерств и главных управлений распределяются по утвержденной для каждой сметы форме на параграфы, а сии последние на статьи.

5. Государственная роспись и финансовые сметы министерств и главных управлений, по рассмотрении их законодательным порядком, утверждаются Высочайшей властью, и затем, на основании оных, открываются министром и главноуправляющим кредиты из Министерства финансов.

6. Никакой расход, в высочайше утвержденной Государственной росписи и финансовых сметах не показанный или не разрешенный экстраординарным кредитом в законодательном порядке, не допускается, кроме случаев, означенных ниже в ст. 57.

7. Открытые законодательным порядком для разных ведомств кредиты не могут быть увеличиваемы никакими посторонними, вне сметных назначений , поступлениями, и потому все сборы и доходы, не поименованные в приложенном к ст.2 подробном расписании, по какому бы ведомству они не открылись, передаются в полной цифре сбора в распоряжение Министерства финансов.

8. По главным подразделениям (параграфам) смет расходных не допускается в течение всего сметного периода никакое передвижение, и потому суммы, назначенные для расходов по одному параграфу, не могут быть обращены на удовлетворение расходов по другому параграфу.

9. Государственная роспись и финансовые сметы составляются на один год; право же распоряжаться открываемыми по сметам кредитами ограничивается определенным в ст. 34-39 периодом времени, по прошествии которого кредит уничтожается, и оставшиеся неизрасходованными суммы составляют принадлежность Государственного казначейства.

 

Отделение II

Порядок составления финансовых смет

10. Каждое министерство и главное управление ежегодно составляет об ожидаемых по его ведомству доходах и о предстоящих ему расходах финансовые сметы по особо установленным формам.

Примечание. Сметы доходов составляются не только теми министерствами и главными управлениями, кои заведуют отдельными отраслями государственных доходов, но и всеми вообще управлениями, по ведомству коих встречаются какие-либо постоянные или случайные поступления и сборы.

11. Для составления финансовых смет министерств и главных управлений служат основанием частные местных или подведомых им учреждений расписания о доходах и расходах. С сею целью департаменты министерств и равные им учреждения требуют частные расписания от непосредственно подведомых им мест, а сии в свою очередь требуют от подчиненных им инстанций отдельные по кругу их оборотов расписания. Частные расписания составляются по прилагаемой к сей статье форме[2] с соблюдением определенных формами финансовых смет текста статей, их номенклатуры и характера очисток.

12. Министерства и главные управления установляют для подчиненных им учреждений сроки доставления частных расписаний таким образом ,чтобы от несвоевременного доставления сих последних не последовало остановки в составлении финансовых смет к установленному сроку. Во всяком случае несвоевременное доставление частных расписаний не должно останавливать представления финансовой сметы в установленные сроки как Министерству финансов, так и Государственному Совету.

Примечание 1-е. Если учреждения, подведомые министерствам и главным управлениям, не имеют достаточно полных сведений о предстоящих по их ведомству поступлениях и расходах, то необходимые для составления финансовых смет материалы извлекаются самими министерствами и главными управлениями, смотря по роду требуемых данных, или из имеющихся у них сведений, или перепискою с подчиненными учреждениями.

Примечание 2-е. Если ввиду неизменяемости расходов низших или средних инстанций не предстоит надобности требовать от них каждогодно частных расписаний, то министерства и главные управления могут установить периодическое (от 2 до 3-х лет) таких расписаний доставление подведомственными местами, которые в таком случае обязаны представлять только сведения о частных, против первоначальных расписаний, переменах, если таковые случатся.

13. Подведомственные непосредственно министерствам и главным управлениям учреждения как из своих, так и из полученных от подчиненных им мест или лиц сведений составляют общие по всей губернии или округу расписания с соблюдением того правила, что если доходы подлежат к поступлению или расходы причитаются к выдаче по казначействам нескольких губерний, то составляется по каждой губернии отдельное частное расписание.

14. В частные расписания не вносятся никакие новые расходы, кроме тех, кои установлены штатами, положениями и Высочайшими повелениями, или на внесение коих последовало разрешение министерства или главного управления на точном основании законов и постановлений.

Примечание 1-е. Новыми расходами не считаются необходимые по хозяйственным статьям увеличения прежних ассигнований вследствие других обстоятельств, прямо истекающих из самой подвижности расходов по хозяйственным предметам.

Примечание 2-е. Правило, в примеч. 1-м изложенное, об изменяемости расходов не относится до хозяйственных расходов, определяемых штатами и табелями.

15. Каждое министерство и главное управление, поверив полученные им частные расписания, исправив и дополнив их новыми, не имевшимися в виду подведомных учреждений доходами и расходами, составляют из всех сих расписаний и из расписаний о собственных средствах и потребностях финансовую смету.

16. Каждая финансовая смета разделяется на 4 части: 1) перечень; 2) смету (подробную); 3) приложения и 4) объяснительную записку. Сметы сии излагаются по правилам, определенным в особом к сей статье приложении[3], и с соблюдением текста статей и порядка изложения данных, установленных формами смет, для каждого утвержденными.

17. По составлении министерствами и главными управлениями по установленным формам финансовых смет они рассматриваются советами министров и главноуправляющих и в печатных экземплярах одновременно препровождаются в Министерство финансов, в Государственный контроль и в Государственный Совет. Срок этого представления определяется 1-го сентября, а для министерства военного и для Главного управления военно-учебных заведений не позже 1-го октября.

Примечание 1-е. Если бы к сроку 1-го октября провиантские ведомства Военного министерства не могли получить сведений о местных урожаях, то сметы сих ведомств представляются после означенного срока, но ни в каком случае не позже 15-го октября.

Примечание 2-е. Если последуют какие-либо в управлениях преобразования, влекущие за собою необходимые в формах смет изменения, то проекты таких изменений должны быть своевременно представлены Государственному Совету.

 

Отделение III

Порядок рассмотрения и утверждения смет

18. По получении финансовых смет министерств и главных управлений Министерство финансов поверяет сии сметы против существующих законоположений и по удостоверении, что ими оправдываются предмет и размер предположенных назначений, составляет из всех смет министерств и главных управлений и из сметы самого Министерства финансов общую Государственную роспись доходов и расходов.

19. При составлении Государственной росписи министр финансов старается об установлении соразмерности доходов с расходами. Если соразмерность сия может быть, по его мнению, достигнута сокращение расходных смет, то министр финансов составляет особое соображение о тех статьях расходных смет, кои, по его мнению, могут быть сокращены или исполнение коих может быть отложено.

20. Если, независимо от предположенных сокращений, государственные доходы оказываются несоразмерными расходам, то министр финансов изыскивает для покрытия предстоящего дефицита особые источники.

21. Составленную на вышеозначенном основании Государственную роспись доходов и расходов министр финансов представляет вместе с своими замечаниями и заключениями не позже 1-го ноября на рассмотрение Государственного Совета.

22. Государственный Контроль с своей стороны по получении финансовых смет, в том числе и сметы Министерства финансов, поверяет последнюю против существующих законоположений и затем по всем вообще сметам производит поверку сметных предположений против действенного исполнения предыдущих смет.

23. Если при таких исследованиях окажутся какие-либо обстоятельства, могущие иметь влияние на цифру сметных назначений, то в таком случае составляется о сем Государственным Контролем особые по каждой статье замечания.

24.Государственный контролер представляет на рассмотрение Государственного Совета не позже 1-гоноября как замечания Государственного Контроля на финансовые сметы предстоящего года, так и составленный им общий по исполнению финансовых смет отчет по тому сметному периоду, ревизия оборотов которого должна быть к этому времени Государственным Контролем окончена.

Примечание. Для того, чтобы Департамент экономики Государственного Совета мог заблаговременно приступить к рассмотрению финансовых смет, министр финансов и Государственный контролер могут представлять свои замечания по финансовым сметам отдельно по мере их рассмотрения, не ожидая внесения в Государственный Совет Государственной росписи и общего по исполнению финансовых смет (ст. 24) отчета.

25. Департамент государственной экономики Государственного Совета по получении Государственной росписи и общего по исполнению финансовых смет отчета, а равно и замечаний Министерства финансов и Государственного Контроля на финансовые сметы рассматривают последние в соединенном заседании с теми министрами или главноуправляющими частями, по сметам коих последовали замечания. В случае несогласия министров на сделанные замечания дело обсуждается вновь в присутствии министра финансов и Государственного контролера.

Примечание. Департамент государственной экономии при рассмотрении смет соединяется с Высочайшего разрешения с комитетом финансов в тех случаях, когда со сметным делом связаны вопросы, до государственного кредита относящиеся.

26. Постановив заключение по возникшим замечаниям, Департамент государственной экономии рассматривает Государственную роспись и предложения министра финансов в общих видах государственного хозяйства, обсуждая степень пользы и своевременности предполагаемых расходов и притом в связи с имеющимися для их удовлетворения средствами.

27. Приложения о специальных средствах управлений, доставляемые при финансовых сметах, рассматриваются в Государственном Совете собственно в тех видах, чтобы помянутые средства распределяемы были на те именно потребности, на кои они предназначены, и чтобы распределение сие совершаемо было согласно с существующими для их расходования привилами и постановлениями.

Примечание. О специальных средствах духовного ведомства приложений Государственному Совету не представляется.

28. Заключение Департамента государственной экономии по рассмотрении Государственной росписи и финансовых смет вносится в общее собрание Государственного Совета, и затем Государственная роспись представляется на Высочайшее тверждение порядком, в Учреждении Государственного Совета установленным.

29. Государственная роспись и финансовые сметы по утверждению их Высочайшею властию обнародуются по распоряжению министра финансов во всеобщее сведение.

 

Отделение IV

Условия исполнения смет

30. При исполнении финансовых смет замена недостатков сбережениями допускается только по второстепенным подразделениям сметы (статьям), а главные ее подразделения (параграфы), в сметном перечне излагаемые, представляют в течение всего сметного периода неизменяемые для распорядителей кредитами нормы (ст. 8).

31. При действии означенных в предыдущей статье правил наблюдается следующее: а) министры и другие главные распорядители кредитов не имеют ни в каком случае права делать собственною властию каких-либо по главным подразделениям смет передвижений. В случае же, если бы по одному из сих подразделений оказался недостаток кредита, а по другому предвиделось действительное, за совершением внутренних по второстепенным статьям замен, сбережение, то при испрашивании дополнительных по недостающему кредиту ассигнований министрам и главноуправляющим предоставляется в видах указания на имеющийся для покрытия сверхсметного ассигнования свободный фонд приводить тот параграф сметы и те его второстепенные подразделения, по коим они означенные сбережения предвидят. В этих случаях при утверждении дополнительного к смете ассигнования указанный министром свободный кредит уничтожается законодательным порядком и переносится к кредиту недостаточному; б) право замены недостатков сбережениями по подразделениям второстепенным (статьям) предоставляется: в министерстве военном – Военному совету, по интендантским управлениям – главнокомандующим армиями; по полевым провиантским управлениям – командирам отдельных корпусов и местным генерал-губернаторам, коим эти управления подчинены; в Главном управлении военно-учебных заведений – Совету сего управления; в Морском министерстве – управляющему сим министерством, а в прочих управлениях – министрам и главноуправляющим.

Примечание 1-е. Право замены недостатков сбережениями по второстепенным подразделениям предоставляется по Императорскому Училищу правоведения – попечителю сего Училища, а по Константиновскому межевому институту и по Школе межевых топографов – управляющему межевым корпусом.

Примечание 2-е. Предоставленное военно-учебным заведениям существующими законоположениями право заменять недостатки сбережениями по статьям частных их кредитов остается в силе и на будущее время.

32. Подчиненные министрам и главноуправляющим распорядители кредитов пользуются правом замены недостатков сбережениями по статьям их частных кредитов: а) в тех только случаях, когда на основании существующих законоположений местным учреждениям предоставлено право распоряжаться всем вообще кредитом, на их потребности ассигнованным, и б) в министерствах военном и морском – когда по хозяйственной операции, разрешенной самими министрами или Военным и Адмиралтейств советами, встретится при исполнении сей операции на месте необходимость частной, не выходящей из пределов переданного кредита замены недостатков сбережениями по второстепенным статьям сего кредита и если для испрошения таковой замены не будет достаточно времени. Разрешаемая в этих случаях подчиненным распорядителем кредита замена подлежит впоследствии утверждению тех именно учреждений, коим на основании предыдущей статьи предоставлена общая по статьям смет замена недостатков сбережениями.

33. За совершением допускаемой предыдущими статьями замены передержек сбережениями все могущие образоваться остатки от сметных ассигнований составляют принадлежность Государственного казначейства. Из этого правила допускается изъятие только в отношении сумм, ассигнуемых на содержание личного состава управлений и на канцелярские припасы. На счет имеющих образоваться от ассигнований на сии предметы остатков могут быть выдаваемы награды и пособия чиновникам с соблюдением нижеследующего:

а) установленное ст. 31 правило о допущении по второстепенным подразделениям (статьям) сметы замены недостатков сбережениями сохраняется в своей силе и по параграфам смет на содержание управлений, и на этом основании в награду и пособие чиновникам могут быть выдаваемы те только остатки от суммы на содержание личного состава и на канцелярские припасы, кои составлять будут действительный остаток за покрытием всех недостатков, могущих оказаться по прочим подразделениям, входящим в состав параграфов по содержанию управлений.

Примечание. Из остатков суммы на содержание личного состава и на канцелярские припасы могут быть производимы выдачи пособий и наград чиновникам и в течение года под личною ответственностью главного начальства с тем непременным условием ,чтобы выданные пособия были сполна покрыты остатками от личного состава и от канцелярских припасов;

б) награды и пособия чиновникам не назначаются из могущих образоваться остатков от упраздненных должностей и от окладов; членов Государственного Совета, министров, их товарищей, сенаторов, членов советов министерств, высших дипломатических агентов, генерал-губернаторов, военных и гражданских губернаторов, градоначальников и всех лиц, коим содержание производится не по штатам, а по особым Высочайшим назначениям, а равно из остатков, образующихся от некомплекта медицинских чинов и преподавателей в учебных заведениях, за исключением тех случаев, когда преподаватели, кроме своей должности, занимали вакантные должности других преподавателей;

в) остатки от личного состава одного места не могут быть обращаемы в награду и пособие чиновникам другого места.

 

Отделение V

Порядок и сроки заключения смет

34. Действие расходных смет начинается с 1-го января и продолжается включительно до 31-го декабря того года, который дает наименование смете

35. Если к 31-го декабря не будет по кредитам на содержание управлений произведено действительных по статьям сметы расходов, а по кредитам хозяйственно-операционным не будет сделано распоряжений к заготовлению предметов или к совершению работ (т.е. по операциям контрактным не будет произведено торгов, а по операциям, производимым хозяйственным образом, не будет дано предписаний начальства), то все по статьям сим кредиты уничтожаются.

36. Если при вышеупомянутых условиях затрата кредитов до 31-го декабря уже последовала, то для окончания расчетов с кредиторами казны и для полного их удовлетворения полагается особый льготный срок.

Примечание. Наблюдение за условиями продолжения кредитов за пределы 31 декабря производится Государственным Контролем.

37. Льготный срок предназначается: по расходам хозяйственно-операционным для окончания операций, составления расчетов, выдачи предписаний и производства самих уплат; по расходам на содержание личного состава и на канцелярские расходы, наград и пособий чиновникам и для удовлетворения содержанием лиц, находившихся в командировках, и наследников умерших чиновников.

38. Крайним пределом действия льготного срока полагается: для расходов всех вообще ведомств, за исключением военного, 30-го июня, а для министерства военного, сметы которого представляются одним месяцем позже, — 31-го июля следующего за сметным года.

39. Дабы к означенным срокам министерства и главные управления могли иметь полные сведения об израсходовании своих кредитов со стороны подведомных им распорядителей, право сих последних на выдачу предписаний и обязанность местных казначейств по удовлетворению сих предписаний прекращается одним месяцем, а для губерний сибирских и Ставропольской и для Кавказского интендантства 1, 5 месяцами ранее общего для министерств и главных управлений установленного срока заключения смет.

Примечание. Гражданское управление Закавказского края руководствуется при заключении своих смет общим сроком, для министерств установлены.

40. По наступлении означенных в предыдущих двух статьях сроков открытые министрам и главноуправляющим кредиты уничтожаются в самый день заключения смет, причем в Министерстве финансов составляется баланс заключенной росписи, и остающаяся от испрошенных кредитов сумма почитается свободным ресурсом Государственного казначейства.

Примечание. Оставшиеся ко времени заключения смет в министерствах и подчиненных им управлениях суммы возвращаются в распоряжение Министерства финансов.

41. Если бы впоследствии открылись по заключенным сметам какие-либо расходы, к потребностям сих смет относящиеся, то для удовлетворения сих расходов испрашиваются дополнительные ассигнования, порядком для сверхсметных кредитов установленным (ст. 48-57).

42. По строительной части вышеизложенные правила заключения смет распространяются на мелочные и ремонтные суммы; по всем же прочим строительным кредитам право их расходования продолжается в течение двух, один за другим следующих сметных периодов. О необходимости такого продолжения министры и главноуправляющие отдельными частями объясняют при представлении своих смет, и тогда право переноса совместно с самим кредитом утверждается Государственным Советом.

43. Перенос строительного кредита в финансовых сметах министерств и главных управлений не показывается, но министр финансов при составлении Государственной росписи означает согласно с уведомлением подлежащего министра или главноуправляющего о переносимом кредите в конце новой росписи в особой статье.

Примечание. Вышеприведенные правила о льготных сроках (ст. 37-39) распространяются также и на переносимые строительные кредиты с тем лишь различием, что по кредитам этого рода общие условия заключения кредитов применяются по прошествии двух сметных годов, а не одного года, как по другим расходам хозяйственным.

44. Смета окладных доходов заключается в сроки, для расходных смет установленные (ст. 34-38), и на этом основании недоимки в означенных доходах, образовавшиеся до 31 декабря по окладам текущей сметы и поступающие после сего числа до льготных сроков (ст. 38), причисляются к доходам истешего сметного года; вносимые же по истечении льготных сроков недоимки сливаются с окладами сметы действующей. Правило это распространяется на заключение сметы доходов неокладных в случае допущения по оным рассрочек; во всех же прочих случаях действие сметы неокладных доходов продолжается в течение одного года, т.е. с 1-го января по 31-го декабря.

45. Частные сметы или приложения о специальных по разным управлениям средствах (ст. 2) подчиняются общим вышеприведенным правилам заключения финансовых смет.

46. О заключенной росписи доходов и расходов министр финансов составляет общий свод, или финансовый отчет, который располагается по главным подразделениям смет (параграфам), с буквальным сохранением их текста и с приведением (в одной графе) цифр действительного исполнения. В конце означенного отчета показываются особыми статьями те строительные кредиты, право расходования которых продолжаться будет на основании ст. 42 в течение двух сметных периодов.

47. Отчет сей представляется министром финансов Государственному Совету 1-го ноября с Государственною росписью наступающего сметного периода.

 

Отделение VI

Кредиты сверхсметные

48. Кредиты сверхсметные могут быть или дополнительные по предметам, вошедшим в состав финансовых смет, или экстраординарные по предметам, в сметах непоименованным.

49. Предметом кредита экстраординарного может быть такой только расход, который по существу своему не мог быть предвиден при составлении и утверждении сметы действующей и без крайнего вреда не может быть отложен до сметы будущей.

50. При требовании кредитов сверхсметных, как дополнительных, так и экстраординарных, приводятся однородные, смотря по роду расходов, потребности и данные, кои установлены при испрошении кредитов сметных. По кредитам экстраординарным независимо сего должны быть приводимы причины, по коим расход сей не мог быть предвиден при составлении сметы действующей и не может быть отложен до сметы будущей.

51. Кредиты сверхсметные испрашиваются тем же порядком, как и назначения сметные, и на этом основании испрошению всякого сверхсметного кредита, как дополнительного, так и экстраординарного, должно предшествовать предварительное сношение с министром финансов, который, поверив приведенные в подкрепление требования, законоположения и данные, уведомляет подлежащего министра или главноуправляющего; может ли Государственное казначейство принять на себя вновь испрашиваемый расход и из каких именно ресурсов предполагается его покрыть.

52. Предварительные сношения с министром финансов безусловно обязательны для всех министров и главноуправляющих отдельными частями не только в случае безотлагательной необходимости сверхсметных кредитов, но и при представлении на Высочайшее утверждение Государя Императора такого рода окончательно составленных и рассмотренных проектов положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых может быть денежный со стороны Государственного казначейства расход.

53. По получении отзыва министра финансов министры вносят свои по испрошению сверхсметных кредитов представления на рассмотрение Государственного Совета вместе с отзывом министра финансов.

54. Следуя порядку, принятому для рассмотрения смет, представления министров и главноуправляющих по испрошению кредитов, дополнительных к смете, передаются предварительно доклада Государственному Совету на заключение Государственному Совету на  заключение Государственного Контроля; но по кредитам экстраординарным мнение Государственного Контроля требуется только в тех случаях, когда Государственный совет признает, что по существу испрашиваемого сверхсметного кредита руководством при определении его размера и степени надобности могут послужить ревизионные выводы Государственного Контроля.

55. Порядок и существо рассмотрения и утверждения сверхсметных кредитов подчиняется правилам, установленным по сему предмету для общих финансовых смет.

Примечание. В течение вакантного в Государственном Совете времени представления министров и главноуправляющих по испрошению сверхсметных кредитов поступают также в Государственный Совет, рассматриваются в Департаменте государственной экономии и представляются на Высочайшее утверждение Государя Императора в мемориях сего Департамента установленным порядком.

56. Представления министров и главноуправляющих об авансовых кредитах для заблаговременного заготовления материалов и вещей на счет сметы будущего года вносятся также по соглашению с министром финансов в Государственный Совет, но в сих представлениях не приводятся установленные ст. 50 подробности и данные, необходимые для оправдания цифры кредита, а указываются только предмет испрашиваемого аванса и сметное подразделение, к коему авансовый кредит относится.

57. Сверхсметные кредиты, требующие по военным и политическим обстоятельствам особой быстроты и тайны, испрашиваются непосредственными  всеподданнейшими докладами генерал-адмирала и министров военного и иностранных дел.

58. Заключение сверхсметных кредитов подчиняется общим о заключении смет установленным правилам, т.е. право расходования кредитов, дополнительных к смете, прекращается одновременно с тою сметою, которой кредиты сии служат дополнением, а действие кредитов экстраординарных прекращается со сметою того года, в течение которого кредиты были испрошены. На этом основании означенные кредиты заносятся и в общий финансовый отчет (ст. 46), составленный министром финансов по заключенной смете, причем кредиты дополнительные причисляются с особым их указанием к подлежащим статьям смет, а кредиты экстраординарные означаются особыми статьями в конце сметы.

(Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений.

СПб., 1866).

Источник:  Реформы Александра II. Сб. документов / Сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. М.: Юрид. лит-ра, 1998. С. 191-203.


[1] Не приводится — Прим. сост.

[2] Не приводится — Прим. сост.

[3] Не приводится — Прим. сост.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ