Семенков А.В. Министры финансов России (от Васильева до Витте) // Министерству финансов России 190 лет. М., 1993. С. 30-37.

Рубрики: Библиотека

Появление министерской системы государственного управления в России связано с реформаторскими увлечениями Александра I. Со вступлением на престол Александра I (Павловича) 12 марта 1802 г. Россия вступила в период реформ: последовали довольно многочисленные преобразования практически во всех сферах государственного управления. Между прочим произошли перемены и в устройстве финансовой политики.

Манифестом 8 сентября 1802 г. было утверждено 8 министерств, в их числе и Министерство финансов.

С ведением новой министерской системы управления, первым министром финансов был назначен граф Васильев Алексей Иванович. Он занимал эту должность с 8 сентября 1802 г. до своей смерти в 1807 г. трудолюбивый и исправный чиновник (в лучшем смысле этого слова), с незаурядными способностями и обширными познаниями, он имел, как вспоминают современники, «благородный и твердый характер». Однако состояние финансов при его управлении резко ухудшилось, ибо ожидавшийся разрыв с Францией в 1804 г. повлек увеличение военных расходов, что сразу привело к росту бюджетного дефицита. Последовавшие войны  1805, 1806 и 1807 гг. с Турцией и Англией привели к огромному выпуску бумажных денег.

Умер А.И. Васильев 15 августа, а в сентябре началась война с Англией, которой он противился всеми силами. Что может быть счастливее, — восклицал историк, — как вовремя умереть.

Преемником графа Васильева на посту по управлению министерством финансов был Федор Александрович Голубцов, приходившийся ему родным племянником.

В один день с назначением графа Васильева министром финансов 8 сентября 1802 г., Голубцову, тогда уже тайному советнику, было повелено вступить в должность государственного казначея, которая, несмотря на образование министерства финансов, была сохранена в прежнем виде. Заведуя казначейством, Голубцов разделял до 1807 г. труды графа Васильева в тяжелую для государственных финансов эпоху войн с Францией и Турцией.

После смерти Васильева в 1807 г. возникли определенные затруднения с тем, кому поручить управление финансами государства. Голубцов был поставлен во главе финансового ведомства по причине тесной связи министерства финансов с казначейством, которое он возглавлял, а также по причине его долголетней службы по финансовому управлению. Но переход министерства финансов в ведение Голубцова состоялся не сразу и, (30) как видно из указов, его назначение на пост министра финансов считалось делом временным.

Однако должность министра финансов оставалась незамещенной более двух лет, в течение которых бремя заведывания государственным хозяйством, всецело лежало на Голубцове. Обстоятельства того времени делали это бремя особенно тяжелым. Сразу же после возложения на Голубцова новых обязанностей началась война с Англией, а в марте 1808 г. произошел разрыв со Швецией.

Одновременно с открытием преобразованного Государственного Совета и обновления всего состава высшего управления 1 января 1810 г. Голубцов был уволен от заведывания министерства финансов. Остальную свою жизнь он провел в стороне от служебной деятельности. Современники отзывались о нем, как о человеке добром и доступном каждому, имевшему к нему дело, но слабому.

Первые же российские министры финансов столкнулись с острейшей проблемой дефицита государственного бюджета. Сам император Александр I был озабочен этой проблемой и прилагал определенные усилия по ее разрешению. Александру Павловичу представлялись росписи доходов и расходов (считавшиеся государственной тайной) и он собственноручно вычеркивал те расходы, которые казались ему возможным сократить. В силу чего первые росписи его царствования были сведены не только без дефицита, но даже с превышением доходов над расходами. Но это было лишь в проектах росписей, на практике все оказывалось гораздо сложнее. В результате совокупный дефицит бюджета за 9 лет с 1801 по 1809 год составил по тем временам громадную сумму – 366 600 274 руб.

Относительная величина дефицита в процентах к расходам возросла с 8% в 1801 г. до 51% в 1809 г., т.е. расходы бюджета покрывались доходами в 1801 г. на 92%, а в 1809 г. – только на 49%.

Для покрытия бюджетного дефицита были предприняты неординарные по тому времени меры. В 1809 г. правительством России был выпущен первый внутренний государственный займ. К внешним займам прибегало и правительство Екатерины II (первый иностранный государственный займ был произведен в Голландии на сумму 7,5 млн. голландских гульденов в 1776 г.) и правительство Павла I. Но это был первый внутренний государственный займ. Далее последовали займы 1810, 1817 и 1818 гг.

Но к сожалению государственная администрация не сумела правильно организовать этот займ, он не принес ожидаемого эффекта. Основными источниками средств для покрытия дефицита явились: позаимствования из государственных кредитных учреждений сумм, поступивших в них на вклады от частных лиц и учреждений; средства, позаимствованные у удельного и почтового департамента.

Главным же ресурсом для покрытия всех дефицитов, являвшихся следствием войны с Наполеоном (как и при Екатерина и при Павле) оказались дальнейшие выпуски ассигнаций.

Обращаясь к российской истории первой трети XIX столетия, нельзя обойти молчанием и не вспомнить имена людей, явившихся истинными (31) вершителями дела государственных преобразований, тех, кто определял экономическую и финансовую политику того времени. В их числе в первую очередь следует назвать Николая Семеновича Мордвинова (1754-1845 гг.) и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.).

Среди приближенных царя Александра Сперанский стал один из первых исполнителей преобразований в России.

Он получил образование в духовной академии, проявив незаурядный ум и обширные познания. Выдающиеся способности позволили ему в короткий срок пройти путь от преподавателя математики и философии в духовной семинарии до Государственного секретаря. Сперанский стремительно продвигался по служебной лестнице: в 1803 г. он занял пост директора департамента Министерства внутренних дел; в 1806 г. получил звание статс-секретаря государя и работал только по поручению самого Александра. В 1809 г. ему было поручено составить общий проект государственных преобразований, который и был представлен под названием «Введение к уложению государственных законов».

Программа государственных преобразований, подготовленная Сперанским, явилась основанием для реформирования органов государственной власти. Манифест 1 января 1810 г., провозгласивший преобразование Государственного Совета и назначение Сперанского Государственным секретарем, был встречен с недоверием, было много недовольных, чей привычный уклад жизни и работы взрывался.

По положению секретаря Государственного Совета Сперанский мог контролировать любое министерство. Особое его внимание было приковано к министерству финансов. Истинным вершителем государственной финансовой политики являлся тогда государственный секретарь Сперанский.

С 1812 до середины 20-х годов Сперанский был устранен от прямого влияния на ход экономических преобразований в России. Современники вспоминали: «Ни на одного из русских государственных людей не клеветали столько, как на Сперанского М.М., а по разбору фактов он оказывается человеком редкого природного благородства»[i]. Сперанский явился жертвой исторического недоверия и недоразумения. К сожалению, огромное большинство общества и не думало ни о каких гражданских свободах и улучшениях «было довольно стариной и не искало никакой свободы».

Особенно важным для истории финансов России являются ранний период деятельности Сперанского, когда он выступил составителем «Плана финансов» и поздний период, когда он возглавлял департамент законов Государственного Совета. Уже новым царем, Николаем I, ему было поручено составление «Свода законов». Громадную работу Сперанский проделал за короткий срок – 1826-1833 гг.

Вступление во второе десятилетие XIX в. ознаменовалось в финансовом мире назначением нового министра финансов Гурьева Дмитрия Алексеевича. Приходу Гурьева на пост министра финансов содействовал Сперанский, надеясь найти в нем соратника и исполнителя своих финансовых прожектов, в чем однако просчитался. Гурьеву, как и его предшественнику, не нравились постоянные вмешательства Сперанского в вопросы финансовой политики, поэтому он присоединился к критикам и противником плана Сперанского и способствовал его удалению в Нижний Новгород, а затем в Пермь и в Сибирь.

В развитие русской финансовой мысли Гурьев не внес теоретического научного вклада. По словам В.П. Кочубея, он обладал умом неповоротливым и ему «трудно было утверждать равновесие рассуждений». Однако практическая его деятельность не может быть изъята из истории русских финансов и министерства финансов.

Во время управления Гурьева важным событием явилось учреждение Государственного коммерческого банка. Немалое значение имела и новая система подчинения банку государственных кредитных учреждений. Прилагались усилия к совершенствованию денежного обращения, в связи с сильным обесценением бумажных денег. Когда наши войска победоносно проходили Европу, курс бумажного рубля ассигнациями упал до 20 копеек серебром. Объяснение такого стремительного падения курса состояло в том, что по приказанию Наполеона Россия была буквально наводнена фальшивыми ассигнациями. До 1817 г. никаких мер борьбы с фальшивыми ассигнациями не принималось, т.к. предполагаемая причина не была устранена, но тем не менее курс бумажного рубля уже к середине 1816 г. несколько поднялся.

Однако немалые военные расходы привели к дальнейшему выпуску ассигнаций. В связи с чем правительство Александра I предприняло меры к стабилизации денежного обращения посредством изъятия из обращения части ассигнаций, на что употребило доходы от государственного имущества и другие государственные доходы. Одновременно было решено прибегнуть к займам. При Гурьеве были заключены два бессрочных займа на сумму 113 млн. руб. и два внешних займа на 83 млн. руб. Однако большого успеха эти мероприятия не имели.

Деятельность Гурьева критиковалась в Государственном Совете Н.С. Мордвиновым. С резкой критикой выступил Е.Ф. Канкрин. Надо сказать, что история распорядилась таким образом, что имя Гурьева в большей мере ассоциируется с гурьевской кашей – его гастрономическим изобретением, нежели достижениями в области финансовой и денежно-кредитной политики. В 1823 г. в апреле на праздник Пасхи состоялось назначение министра финансов Е.Ф. Канкрина. По свидетельствам современников люди, встречаясь, говорили: «Христос воскрес, Гурьев исчез».

Егор Францевич Канкрин более 20 лет, по его выражению, сидел на огненном стуле русского министерства финансов. За годы его управления министерством финансов с 1823 по 1844 г. экономическое положение России поднялось весьма высоко. Канкрин соблюдал большую осторожность относительно нововведений: «Не ломать, а постепенно улучшать» — было его правилом, а главными принципами в финансово-экономической политике – бережливость и экономия. (33)

Назначение Канкрина министром финансов в образованных кругах встречено было с неудовольствием. Утверждали, что этот ворчун, немец по происхождению, говоривший с сильным акцентом по-русски, Россию непременно разорит. Но вышло по-другому, в области финансов он несомненно достиг заметных улучшений.

Канкрин имел живой темперамент, чрезвычайно острый ум, глубокие теоретические познания. Занятия наукой были глубоко почитаемы в роду Канкриных.

До того, как стать министром финансов, Канкрин с 1811 г. был в русской армии помощником генерального провиантмейстера, а затем генеральным интендантом действующей армии. Во время войны 1812-1815 гг. Канкрин проявил необычайную энергию и распорядительность по обеспечению продовольствием наших войск и в пределах России и за границей.

На пост министра финансов Канкрин вступил в условиях, когда следы войны с Наполеоном еще были заметны в экономике страны, население было разорено, страна изнемогла от внутреннего и внешнего долга. Канкрин выступил против свободной беспошлинной торговли, так как страна не была готова открыть свои рынки и отказаться от заградительных тарифов. Он принял решительные меры по упорядочению финансовых поступлений от торговли в бюджет.

Вершиной финансовой политики Канкрина по общему признанию явилось проведение денежной реформы 1839-1843 гг. Реформа была направлена на восстановление металлического денежного обращения. По мнению Канкрина, Россия начала XIX столетия экономически не была готова для введения «правильного» бумажного денежного обращения. Поэтому введение металлического обращения в виде серебряного монометаллизма было по тем временам наиболее радикальным средством оздоровления денежного хозяйства и финансовой системы Российского государства.

Егор Францевич Канкрин на склоне лет, подводя итог своего 20-летнего пребывания на посту министра финансов, говорил: «Обращая мысленные взоры свои назад, — на столь значительный период своей жизни, министр финансов спокоен своею совестью и осмеливается думать, что он не упустил сделать сколько мог существенно полезного, лаская себя надеждою, что разные действия министерства финансов и мели в некоторых отношениях не одно только временное влияние на направление дел и умов в отечестве»[ii].

Министр финансов с 1844 по 1852 год Федор Михайлович Вронченко – сын священника, окончил Московский Университет. При министре финансов Гурьеве был назначен начальником первого отделения министерства финансов. В министерстве Канкрина возглавлял особую канцелярию по кредитной части. По отзывам современников никаких талантов на службе не проявил, кроме обыкновенной исполнительности аккуратного чиновника. На пост министра, в связи с болезнью Канкрина был назначен (34) в возрасте 64 лет, как знающий дело и имеющий стаж службы в министерстве финансов около 34 лет. Канкрин перед уходом с поста министра финансов написал ему подробные указания – руководство, которому Федор Павлович и следовал все годы своего министерства.

В течение восьми лет управления министерством Вронченко явился довершителем некоторых начинаний Канкрина, также им были произведены некоторые изменения в откупной питейной системе. И хотя неурожаи 1844, 1845 и 1847 годов значительно увеличили недоимки в казну ,и тем не менее к концу его управления даже наметилась тенденция к сокращению дефицита бюджета.

Во время царствования Александра II с 1855 по 1881 год сменилось шесть министров финансов, и только Рейтерн Михаил Христофорович пробыл в кресле министра не 2-4 года, как другие, а целых 16 лет.

Петр Федорович Брок назначен на пост министра финансов указом 19 апреля 1853 г. и пробыл на этом посту до 1858 г. До этого в течение года он возглавлял финансовое ведомство России в звании статс-секретаря управляющего министерства финансов.

Брок находился во главе министерства финансов в одну из наиболее трудных эпох в истории нашего государственного хозяйства: время крымской войны 1853-1856 гг. Военные расходы привели к стремительному росту бюджетного дефицита, который в 1852 г. составлял 32,1 млн. руб., в 1854 г. – 123, 3 млн. руб., т.е. возрос за два года в четыре раза, а к 1856 г. еще удвоился, составив 256,8 млн. руб. Инфляция, начавшаяся в период крымской войны, затянулась на ряд десятилетий. Но выдержать все эти испытания финансовая система России, ее денежное хозяйство смогли благодаря тому порядку, в который их привел Канкрин.

Рейтерн М.Х. министром финансов стал сравнительно молодым  в 42 года и занимал этот пост с 1862 по 1878 г. Это было время экономического оживления, наступившее вслед за реформой 1861 г.

Рейтерн на посту министра финансов энергично поддерживал строительство железных дорог и развитие отраслей промышленности. В целях уменьшения дефицита бюджета он добился существенного сокращения военных расходов. В то же время он резко повысил прямые и косвенные налоги. К 1874 г. он добился ликвидации дефицита, но такого средства для ликвидации бюджетного дефицита не представлялось и уже никогда не представляется ни одному министру финансов – в 1867 г. была продана Аляска.

Основанием для назначения Грейга Самуила Алексеевича на пост министра финансов в 1878 г. послужило то, что он в течение четырех лет с 1874 г. возглавлял ведомство Государственного контроля и поэтому предполагалось, что он должен хорошо знать финансовое положение страны.

Грейг происходил из семьи потомственных военных – дед адмирал, командовал эскадрой, отличился в 1770 г. в сражении в Чесменском заливе, когда был уничтожен турецкий флот. Отец – в 1816 г. был назначен главнокомандующим Черноморского флота. Грейг-младший, будущий (35) министр финансов, в молодости служил мичманом на флоте. Отличился при обороне Севастополя, в 1854 г. был ранен в голову. После чего был отправлен в чиновничью службу: его перевели в департамент министерства морского флота.

Но на посту министра финансов Грейг не смог себя проявить, у него не было сколько-нибудь ясной и последовательной программы действий. Пытаясь улучшить финансовое состояние России после русско-турецкой войны, он использовал любые пути и меры: ввел налог на пассажиров и товары, следующие большой скоростью; водка была обложена дополнительным акцизным сбором; увеличены акцизы на пиво и табак, а также цены гербовой и вексельной бумаги. В 1880 г. Грейг был уволен с поста министра финансов.

Можно сказать, что эпоха Витте началась задолго до его вступления в должность министра финансов. Его реформы и прежде всего денежная реформа 1895-1897 гг. были подготовлены его предшественниками на посту главы министерства финансов: Бунге Николаем Христофоровичем и Вышнеградским Алексеем Ивановичем.

В начале 80-х годов XIX в. министром Бунге, возглавлявшим министерство с 1881 по 1886 г. были предприняты меры для стабилизации рубля на прежней серебряной основе. Бунге был убежденным сторонником необходимости разрешения сделок на «звонкую монету» — золотую и серебряную наряду со сделками в кредитной валюте. В феврале 1883 г. Бунге сделал представление в Государственный Совет, в котором изложил историю финансов России с XVIII столетия и поставил вопрос «не следует ли ограничиться разрешением совершать сделки только на золото и допускать казенные  платежи только золотую монету». Однако условия для проведения денежной реформы в то время еще не сложились. Но сделанное Бунге Н.Х. официальное заявление сыграло свою положительную роль. В этот период начался процесс накопления золота в касаах Государственного банка, в основном из сумм, поступавших в уплату таможенных сборов. В результате к январю 1887 г. золотой запас в Государственном банке России составил 85,3 млн. руб.

В конце 80-х годов усилия следующего министра А.И. Вышнеградского, сменившего Бунге, были направлены на активизацию платежного баланса, так как успешное проведение денежной реформы невозможно при отрицательном сальдо платежного баланса.

Нельзя не сказать о том, что накопление золотого запаса все эти годы осуществлялось ценой организованного голода в стране. Экспорт хлеба увеличивался из года в год за счет внутреннего недоупотребления.

Таким образом, при вступлении на пост министра финансов в 1892 г. Сергей Юлиевич Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота.

Еще до вступления на пост главы министерства финансов Витте изложил свою программу перестройки хозяйства страны в брошюре «Национальная экономика и Фридрих Лист», увидевшей свет в 1889 г. Суть программы – твердый золотой рубль, индустриализация, протекционизм (36) при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, активная торговля (свой мощный торговый флот), иностранные займы и привлечение иностранного капитала, модернизация сельского хозяйства.

С.Ю. Витте, оставаясь на посту министра финансов в течение 11 лет, с 1893 по 1903 г., попытался на практике реализовать свой план возрождения России.

Стержнем всей политики индустриализации Витте считал денежную реформу, придание рублю золотого паритета. В 1895-1897 гг. такая реформа была проведена. Надо отдать должное Витте, он был жестко последователен в проведении денежной реформы, очень строго следил за тем, чтобы не было соблазна запустить печатный станок в ущерб золотой чеканке. Любые попытки в этом направлении неукоснительно пресекались. Положение устава Государственного банка России  о соотношении золотого запаса и выпускаемых под его обеспечение банкнот ни разу не было нарушено. На него не покушались ни члены Государственного Совета, ни царь.

Витте не видел других цивилизованных путей ндустриализации России иначе, как с помощью притока иностранных капиталов. Иностранные капиталовложения в экономику России он назвал в своем докладе Александру III «единственным способом доведения нашей промышленности до требуемого уровня». Известно и стремление Витте дать России «такое же промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают США».

В целях проведения намеченной экономической и финансовой политики Витте реорганизовал министерство финансов. В результате преобразований министерство превратилось в супергигант, который называли «государством Витте» (свыше 1000 чиновников только в центральном аппарате). В ведении министерства находились государственный банк, дворянский и крестьянский банки, монетный двор, корпус пограничной стражи (симбиоз нынешней таможни и пограничной охраны). Министерство финансов имело своих дипломатических агентов за рубежом (отдельно от посольств).

Несмотря на мировое признание еще при жизни выдающихся способностей Витте как в России, так и за границей, он постоянно подвергался нападкам и обвинениям в радикализме со стороны царского двора и в монархизме со стороны радикальных кругов. В душе Витте двоится – с одной стороны он хранит верность монархизму, с другой – он предвидит неизбежное крушение самодержавия. Горьким эпилогом деятельности Витте является его высказывание: «Я никому не угодил – ни правым, ни левым, ни друзьям, ни врагам и менее всего тем, кем был выдвинут к власти».

 


[i] Цыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 1908. – С. 130.

[ii] Министерство финансов. 1802-1902 гг. – СПб., 1902. – С. 199.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ