Теория фашизма Э. Нольте

Рубрики: Курсовые работы> История

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………

Глава 1. Идеология фашизма ……………………

1.1.         Истоки фашизма и возникновение первых фашистских организаций…

1.2.         Программа фашизма ………………….

Глава 2. Приход фашистских партий к власти и основные направления их деятельности …

2.1. Фашистский режим в Италии ……………

2.2. Фашистский режим в Германии ………

Глава 3. Концепция фашизма Э. Нольте. …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………

Список использованных источников и литературы…………

ВВЕДЕНИЕ

         Фашизм – социальный феномен, наложивший страшный отпечаток практически на всю первую половину XX столетия, но не ушедший полностью в прошлое. Фашизм был распространен в целом ряде европейских стран, однако, наиболее тяжелые последствия его господства имели место в Германии и Италии, странах с многовековой историей и культурой, что не стало тем не менее препятствием для «чумы XX века».

Данная тема приобретает особую актуальность в наше время. Фашизм к настоящему моменту еще не стал достоянием истории. Чтобы предотвратить его возрождение и успешное развитие в современных условиях, очень важно установить причины, которые вызвали к жизни это явление, и тяжелейшие последствия, к которым неизбежно приводит господство фашистской идеологии, несущей с собой тотальное насилие как внутри страны, так и за ее пределами.

Хронологические рамки работы ограничиваются 1898-1945 гг. Нижняя граница обусловлена созданием первой фашистской организации «Аксьон Франсэз». Выбор верхней границы объясняется тем, что перестали существовать два крупнейших фашистских государства и поддерживаемые ими более мелкие фашистские режимы. Фашизм,  хотя и не исчез полностью, однако перестал быть влиятельной политической силой.

Феномен фашизма породил обширную литературу. В 1967 г. вышла книга историка и социолога А.А. Галкина «Германский фашизм»[1]. Книга представляет собой одно из самых детальных исследований германского фашизма. Автор рассматривает зарождение и развитие фашизма, его экономику, политику и идеологию. Большое внимание автор уделяет социальной базе фашизма. Автор анализирует источники финансирования фашистской партии, выявляет политические круги, поддерживающие национал-социалистов, исследует механизмы контроля нацистов над обществом.

В 1978 г. вышла монография доктора исторических наук А.С. Бланка «Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы»[2] В работе освещается история зарождения и развития фашизма в Германии. Автор выявляет истоки и социальные корни фашизма, раскрывает сущность его идеологии, причины ее распространения и влияния на массы.

С начала 1990-х гг. изменившаяся политическая ситуация позволила по новому взглянуть на проблемы тоталитаризма в целом и отдельных его видов. Историки получили возможность расширить источниковую базу, ознакомиться с работами зарубежных исследователей.

В 1996 г. вышла коллективная монография «Тоталитаризм: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления»[3]. Авторы рассматривают истоки тоталитарных режимов в Европе, их становление и развитие. Авторы пытаются выявить сходства и различия в истоках, формировании и развитии различных тоталитарных режимов и, в первую очередь, итальянского фашизма, германского национал-социализма и сталинского режима.

Одним из наиболее заметных зарубежных трудов, посвященных фашизму, является книга западногерманского исследователя Эрнста Нольте «Фашизм в его эпохе»[4]. Автор рассматривает основные течения внутри фашизма – «Аксьон Франсэз», итальянский фашизм и германский национал-социализм – по единой схеме: истоки, история, доктрина и практика. Первостепенное значение Э. Нольте уделяет идеологии. Главное внимание в книге отводится наиболее значительной фашистской организации, деятельность которой привела к наиболее ощутимым последствиям – германскому национал-социализму.

В 1988 г. вышла работа Э. Нольте «Гражданская война в Европе»[5]. В ней Э. Нольте представил всю историю новейшего времени как единоборство фашистских сил  против советского большевизма и его агентуры в виде компартий в других странах. Э. Нольте развивал точку зрения, что злодеяния фашизма были подражанием зверствам большевиков и ответом на них.

Цель данной работы – проанализировать феномен фашизма во всех его проявлениях и проанализировать концепцию фашизма Э. Нольте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)    выявить истоки фашизма и проследить появление первых фашистских организаций;

2)    проанализировать идеологическую программу фашизма;

3)    рассмотреть приход фашистских организаций к власти в Германии и Италии и их деятельность.

 

Глава 1. ИДЕОЛОГИЯ ФАШИЗМА.

 

1.1.         Истоки фашизма и возникновение первых фашистских организаций.

Развитие капитализма и распространении конкурентных нормативных ценностей вело к разрушению традиционных самоуправленческих структур в Европе. Действуя через рынок индивиды были лишены возможности совместно определять условия развития своей социальной среды. Раскол общества на множество разрозненных и эгоистических субъектов требовал усиления внешнего фактора – государства и создавал благоприятные условия для нарастания этатистских тенденций. Еще одной авторитарной тенденцией XIX – XX веков стала прогрессирующая милитаризация. С распространением всеобщей обязательной воинской повинности и культа армий во многих европейских странах структура общества приобрела некоторые черты военной иерархии.

Взгляды о взаимоотношениях между государствами и народами формировались в духе вывода о биологической естественности борьбы между людьми. В XIX в. сложилась теория наций и национальных государств как целостных организмов. В действительности же не нации создавали государства, а, напротив, государства конструировали нации. Они силой устанавливали границы контролируемой ими территории, игнорируя реальные культурные, языковые и региональные различия, а затем для оправдания собственного господства выдвигали национальную идею, т. е. представления о своей естественности, общности интересов, об их принципиальном отличии от других людей и народов[6].

Одним из источников фашизма были националистические движения. Так, во Франции первым из них считают бонапартизм 1848-1851 гг., приведший к восстановлению империи. Большинство его сторонников – люмпен-пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство, часть городских трудящихся – протестовало против налогов, ненавидело богачей и верило в то, что сильное националистическое правительство послужит защитой их интересов. Несколько десятилетий спустя в условиях роста социального недовольства появилось мелкобуржуазное движение генерала Буланже. Национальные идеи и требование авторитарной власти сочетались у Буланже с агитацией за ограничение крупных состояний, за покровительство «национальным рабочим» и даже за «социалистическую программу».

В 1890-е гг. на политическую арену вышло антисемитское движение, объединившее лавочников, торговцев, крестьян, ремесленников, которые разорялись из-за развития фабрик, заводов и крупных магазинов. Пик его активности и влияния был связан с делом Дрейфуса – французского офицера еврейского происхождения, ложно обвиненного в шпионаже. Антисемитское движение приобрело характер протеста мелких буржуа против крупной буржуазии, которая отождествлялась с «еврейством»[7].

В 1898 г. была создана националистическая группировка «Аксьн Франсэз». Она пропагандировала идеи интегрального национализма, жесткой корпоративной организации общества и борьбы с внутренними и внешними врагами, выступала за авторитарно-монархический режим с традиционалистским чертами. В 20-30-е гг. на основе «Аксьон Франсэз» и других подобных организаций сложилось французское фашистское движение, но оно никогда не достигло масштабов, сравнимых с его итальянским или французским аналогом[8].

В Германии нарастание националистических настроений стимулировала война с Наполеоном начала XIX века, а затем движение за объединение страны. Уже представителям политического романтизма государство представлялось выразителем мифического духа нации, воплощением ее потребностей, концентрацией ее импульсов. Студенческое движение буршей, возникшее после разгрома Наполеона, проповедовало развитие национального самосознания и создание единого сильного германского государства. В их убеждениях сочетались демократические чаяния с консерватизмом, идеей немецкого превосходства, идеализацией средневековых феодальных порядков[9].

Получило развитие и антисемитское движение. В 1878 г. придворный пастор А. Штёккер основал монархическую «Христианско-социальную рабочую партию», которая опираясь на христианскую доктрину претендовала на представительство интересов трудящихся. Партия проповедовала воинствующий религиозно мотивированный антисемитизм. Наряду с ней существовало и более радикальное антисемитское движение, где антисемитизм приобретал не столько религиозное сколько расистское и экономическое обоснование. Организации такого рода имели ярко выраженные «предфашистские черты». В антисемитской публицистике О. Глагау, В. Марра, Е. Дюринга и других проводились идеи национального немецкого социализма, расовой борьбы, различия между созидающим и паразитическим капиталом. Первая политическая организация движения – «Лига антисемитов» — имела тайное членство и была построена на жестких принципах вождизма[10].

В 1886 г. под руководством Т. Фрича возникло общенациональное «Немецкое антисемитское объединение». Его программа предусматривала создание «немецко-социального» государства с сильной императорской властью, сужением демократических свобод и экспансионистской внешней политикой. В 1914 г. группировки антисемитов слились в движение «дойч-фёлькише». Они развили и довели до крайности идею об особых качествах германской нации, призванных обеспечить ей мировую гегемонию. В этом движении сочетались консерватизм и воспевание древнегерманских доблестей и самые модные учения «расовой школы», социал-дарвинизма и т.п. Все это в соединении с представлением о сильном государстве, как выразителе идеи нации, антисемитизмом, апологетикой «национального труда» и «национального производящего капитала» составило впоследствии идейную базу германского национал-социализма, который непосредственно вырос из движения «фёлькише», оккультно-расистских организаций, таких как «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле». Именно последнее, проповедовавшее смесь тибетских священных книг, эзотерических учений мага Гурджиева и немецких оккультных орденов, стало центром мюнхенских «фёлькише» и избрало своим символом арийскую «свастику»[11].

В Италии, в отличие от Германии, политическое объединение страны было результатом массового революционного и демократического движения – рисорджименто. Но и там оно несло в себе идею сильного национального государства, стоящего над людьми, местными и групповыми интересами. Итальянские националисты претендовали на то, чтобы довершить дело, начатое «Рисорджименто». Уже в этот период выдвигались идеи прославления творящей воли сильной героической личности – «вождя». В 1910 г. была создана Итальянская националистическая ассоциация. Первый ее идеолог Э. Коррадини говорил о необходимости классового мира и «справедливой» «моральной» войны за «воскрешение нации». Во взглядах итальянских националистов соединялись лозунги абсолютной ценности государства-нации с социал-дарвинистскими мотивами выживания и торжества сильнейших[12].

Другим источником итальянского фашизма стало движение «футуристов»: авангардистское и антитрадиционалистское художественное течение. Манифесты течения декларировали радикальный разрыв с прошлым, его ценностями, нормами, музеями и библиотеками. Футуристы считали, что этические принципы и гуманистические традиции хороши для «хилых, калек и арестантов», не имеющих будущего, но не для молодых, сильных и живущих в полную силу. Футуристы были рьяными националистами и поборниками внешней экспансии. Идейные документы итальянских футуристов – гимн борьбе, разрушению, бунту. Но цель уничтожения старого они видели отнюдь не в равенстве и свободе и создании гармоничного общества. Их идеалом была технократическая и деспотическая цивилизации – мир «очистительных» войн и любви к родине, гигантских заводов и электростанций, гудящих обезличенных толп, плеска знамен и восторженных рукоплесканий. Именно у футуристов итальянский фашизм почерпнул свою прогрессистскую революционаристскую тональность, отличную от мистики и расизма германского национал-социализма[13].

Первая мировая война вызвала резкое усиление этатистских и националистических тенденций. С целью концентрации сил для эффективного ведения боевых действий, государство вмешивалось во все сферы жизни. В воюющих странах складывалась государственно-монополистическая экономика. Особенно далеко этот процесс зашел в Германии. Были введены милитаризация труда, всеобщая трудовая повинность и централизация снабжения.

Война привела к активизации националистских движений, многие из которых были активными сторонниками войны. Возглавил новое движение сторонников войны – «фаши революционного действия» — один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии Б. Муссолини. Члены фаши, футуристы и националисты проводили бурные провоенные манифестации, которые в мае1915 г. вылились в волну погромов, направленных против граждан Австро-Венгрии и Германии, в нападение на парламент. Муссолини сделал ставку на фронтовиков, которые вернувшись с войны не впишутся в мирную жизнь и станут носителями «антимарксистского  и национального социализма», сводящего воедино класс и нацию.

Экономический кризис 1919-1921 гг. в Италии больно ударил по мелким предпринимателям, торговцам, крестьянам, лавочникам, служащим. Материальные и психологические трудности стимулировали ощущение «национального унижения» и возмущения демократией, неспособной установить порядок в экономике, обеспечить Италии место под солнцем, покончить со спекуляцией и коррупцией.

В таких условиях возник итальянский фашизм. 23 марта 1919 г. Муссолини созвал в Милане съезд бывших фронтовиков, на котором было провозглашено рождение фашистского движения — одновременно аристократического и демократического, консервативного и прогрессистского, легального и нелегального. Отряды и группы фаши стали возникать по всей стране. Всего через три недели, 15 апреля расстрелом левой демонстрации и разрушением редакции социалистической газеты «Аванти» фашисты по существу развязали гражданскую войну[14].

В Германии поражение в войне разрушило привычную психологическую опору обывателя — чувство сопричастности великой империи, монархии Гогенцоллернов, которую он считал своей. Германский «верноподданный» остался без государя. Распространилось ощущение «национального унижения» страны, «не побежденной на поле боя», а, значит, преданной. Послевоенный экономический кризис и инфляция вызвали массовое обнищание мелких и средних собственников, подрывали ценности семьи. Веймарскую республику многие считали делом изменников, слишком слабой и коррумпированной, неспособной решать экономические и политические проблемы. Именно на первые годы после войны приходится всплеск фашистских движений. В январе1919 г. была создана «Немецкая рабочая партия», позднее переименованная в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Позже в нее влились представители армейских кругов, в том числе  А. Гитлер и будущий вождь штурмовиков Э. Рём.

Нацистская группировка была в тот период не единственной группировкой германских ультраправых. Создатель «Антибольшевистской лиги» Э. Штадтлер пытался в 1918-1919 гг. организовать массовое фашистское движение под лозунгом рабочих советов и борьбы с хищническим капиталом, надеясь стать немецким Муссолини. Традиционные консерваторы-монархисты объединились в Немецко-национальную народную партию, к которой примкнули многие «фёлькише». В концепциях теоретиков обновленного и радикализированного консерватизма 1920-х гг. получили развитие идеи, воспринятые затем фашистами: социал-дарвинистское представление о людях и нациях как хищных зверях, о модели антилиберального и всемогущего государства, растворяющего в себе индивида, о консервативной революции – пути перехода к новому социуму, о немецкой «пролетарской нации», об «освобождении» трудящихся посредством внешней экспансии, о сословно-корпоративном государстве под управлением правящей элиты (А. Меллер ван ден Брук, Э. Юнгер).

Группа вокруг журнала «Ди Тат» (Г. Церер) агитировала против крупного капитала, за новое «народное сообщество» во главе с единовластным вождем. Действовали многочисленные военизированные общества, отряды нелегального «черного рейхсвера». В идеологическом отношении их взгляды колебались между монархизмом и фашизмом, а тактика включала террор и подготовку вооруженного захвата власти. В 1923 г. ультраправые группы во главе с нацистами подняли мятеж в Мюнхене («пивной путч» Гитлера — Людендорфа), но он был быстро подавлен[15].

Экономическая стабилизация после1923 г. побудила в мелкобуржуазных слоях новые надежды и способствовала временному спаду влияния ультраправых. Но во время кризиса 1929-1932 гг. поддержка нацистов в Германии вновь стала стремительно расти.

Таким образом, появление фашизма было вызвано кризисом либеральных идей и распространением марксизма и социализма. Предшественниками фашизма были консервативные националистические течения, а так же антисемитизм. Становлению фашизма как влиятельной политической силы во многом сопутствовала Первая мировая война и кризисные явления в экономике в 1920-х – начале 1930-х гг.

 

1.2.         Доктрина фашизма.

Первой влиятельной и духовно-значительной политической группировкой, имевшей фашистские черты, была французская контреволюционная организация «Аксьон Франсэз», главным идеологом которой был Шарль Моррас.

Одним из основополагающих пунктов в учении Ш. Морраса был национализм. Для Морраса Франция – единственное в своем роде сокровище, не сравнимое ни с чем в истории. Отечество как богиня становится последним абсолютом, удовлетворяя тем самым извечную потребность человека в почитании, а так же стремление к надежному и достоверному. Каждая богиня требует абсолютной преданности. Поэтому первое политическое требование Ш. Морраса – абсолютный суверенитет отечества. Вследствие этого Моррас крайне отрицательно относился к любой системе союзов. Здесь глубоко заложен страх, что Франция может стать «поддерживаемой нацией» и тем самым перестанет быть богиней[16].

Однако, когда Моррас говорит о «богине-Франции», он имеет в виду вовсе не ту страну, которая, находится перед глазами. Он представляет себе совершеннейшее общество, которое когда-либо было в Европе, общество «старого режима» и «первый город мира» — Париж XVIII в. Поскольку богиня не похожа на современную ему Францию, Моррас с завистью смотрит на другие нации и, прежде всего, на Германию с ее дисциплиной, индустрией, порядком.

Второй важной составляющей частью доктрины Морраса была критика демократии. Демократию Моррас рассматривал как смертельную болезнь Богини, смертельную угрозу ее существованию. По мнению Морраса прогресс и равенство несовместимы, поскольку любой прогресс усложняет явления, создает различия.

Важным пунктом программы было так же отношение к войне. Моррас считал, что из всех суверенных прав самым важным остается право войны и мира. Государство – тем в большей степени государство, чем решительнее оно подготовлено к войне. Лишь при этом условии оно может сохранять мир. Именно поэтому государство должен управлять король. Король или вождь – это единая воля нации, независимая от всех низших стимулов. Таким образом, монархизм Морраса имеет ярко выраженный фашистский характер и содержит «призыв вождя», главы контрреволюции и суверенной войны[17].

Социальной опорой Моррас считает землевладельцев, крестьянство, старую аристократию, офицерский корпус. Очень важное место в доктрине Морраса занимает порядок или иерархия. Демократия, понимается как форма правления, каждому дающая слово, поэтому она представляет собой зло. Зло это состязание заслуг, талантов или честолюбивых стремлений. Решением этого вопроса должна стать наследственность властителя и правящего слоя в целом.

Моррас рассматривает демократов, социалистов, пацифистов как единого врага. у этого единого врага можно выделить несколько уровней. Первый уровень – это либерализм, демократия, социализм, анархизм – различные выражения одной и той же революционной идеи, в основе своей индивидуалистической. Второй уровень – это евреи, протестанты и масоны. Третий уровень – это две соседние нации, немцы и англичане, а так же абстрактное и отделенное понятие – высшие финансы. Из каждого уровня выступает один элемент и втроем они составляют авангард сегодняшних врагов – анархизм, еврейство и Германия[18]. Чтобы разрушить эту всемирную угрозу необходимо разрушить единство Германии, в котором больше всего заинтересованы евреи и социалисты. Но главный враг для Морраса – это сам процесс эмансипации во всех его проявлениях и корнях.

Спасением, по мнению Морраса, должна стать «консервативная революция», «революция за короля» — победа решительного и хорошо организованного меньшинства.

Результатом консервативной революции должна стать монархия, которая предполагает во внутренней политике «реставрацию армии, укрепление общественного мнения, наказание предателей, восстановление авторитета». Во внешней политике главной ее целью является возвращение наиболее значительных соседей в состояние слабости и раскола.

В Италии фашистское движение раньше, чем в других странах обрело достаточную силу, чтобы поставить вопрос о власти. Итальянский фашизм не представлял собой законченной доктрины. Основные положения доктрины итальянского фашизма были изложены Муссолини в статье «Доктрина фашизма». Однако для понимания фашизма «Доктрина фашизма» не является столь фундаментальным сочинением как «Исследование монархии» Ш. Морраса или «Майн кампф» А. Гитлера.

В «Доктрине фашизма» мало говорится о специфической форме фашистского государства, о конкретном положении духовного человека в жизни этого государства. В разделе, направленном против пацифизма, Муссолини пишет, что лишь одна война ставит самостоятельного человека перед альтернативой жизни и смерти и тем самым ведет его к высшему испытанию[19].

По мнению Муссолини, фашистский человек – это не отдельный от всех других, стоящий за себя индивид, живущий сиюминутным личным удовольствием. Он воплощает в себе «нацию и отечество, моральный закон, соединяющий отдельных лиц и целые поколения в цепь традиции и призвания. Одно из важных положений доктрины Муссолини заключается в основном для критики либерализма страхе, что «каждая утонченная культура и каждый высший порядок могут быт уничтожены низменной демократией»[20].

В целом, ядро «Доктрины фашизма» составляет философия жизни и консерватизм, которые выступают здесь в своих самых крайних проявлениях.

Национал-социализм в некоторых вопросах оказывается ближе к «Аксьон Франсэз», чем к итальянскому фашизму, а в некоторых вопросах представляет собой синтез этих двух направлений.

В основе доктрины А. Гитлера, как это видно уже из названия, лежал национализм. Германия, нация, отечество – это самое дорогое, что есть на свете, и единственное, что может претендовать на безусловную любовь. Очень ярко это выражается в следующем высказывании: «Мы, национал-социалисты, хотим любить и учиться любить наше отечество, только его и не терпеть рядом с ним никаких других идолов. У нас только один интерес, и это интерес нашего народа»[21].

Однако у Гитлера, в отличие от Морраса нет определенного периода истории, на который он ориентируется и который он восхваляет. В ранний период он нередко хвалит империю Бисмарка, но при этом выделяет скорее отдельные учреждения, такие как армия, чиновничество, эпоху же в целом он резко критикует. С возрастом он все более ориентируется на ненемецкие явления и представляет Германию как Третий рейх, который еще предстоит создать.

В своей книге «Майн кампф» Гитлер перечисляет основные признаки упадка. Так, внутренняя сила довоенной Германии ослаблялась «безграничной и вредной индустриализацией», которая привела к опасному отставанию крестьянского сословия. Военная аристократия уступила место финансовой, столь же опасным был упадок личной собственности и переход имущества в руки анонимных акционерных обществ. В области духа столь же опасной была чума большевизма в искусстве, шутовство кубизма, заменившее красоту и стремящееся разрушить таким образом основы культуры. Еврейский интеллектуализм изобрел эмансипацию женщин, пытающуюся соединить те сферы, которые бог разделил. Следующей «сумасбродной» затеей является эмансипация негров, т.е. «дрессировка полуобезьян». Таким образом, Гитлер, как и Моррас  направляет свою критику против эмансипации в целом[22].

Оригинальность Гитлера состоит в том, что он с маниакальным упрямством считает «возбудителем» всех устрашающих явлений исключительно евреев. Гитлер выдвигает тезис о том, что еврей – «закулисный манипулятор судьбами человечества». Наиболее радикальной формой еврейского народоубийства Гитлер считал большевизм.

По мнению Гитлера еврейская цель состоит «в распространении на весь мир невидимого еврейского государства, как господствующей тирании». Поэтому, важнейшая задача расово сознательного государственного руководства – защита и обеспечение суверенитета. Однако суверенитет для Гитлера это не юридическое понятие; он означает реальную независимость и имеет для него две основные предпосылки. Во-первых, суверенный народ должен быть в состоянии прокормиться продуктами своей собственной земли. Во-вторых, его пространство должно давать ему военно-географическую защиту.

Когда отсутствует одно из этих условий, то независимость уже потеряна, если даже формальный суверенитет торжественно признан, «поскольку очевидно, что в такое время, когда судьба мира определяется гигантскими государствами, когда судьбу мира определяют государства из сотен миллионов людей, уже нельзя говорить о суверенитете малых государств». Немецкий народ находится, по мнению Гитлера, в положении, когда оба этих условия все больше утрачиваются, поэтому ему угрожает перспектива опуститься до уровня мелкого государства. Он давно уже не может прокормить собственное население, и потому должен был перейти к индустриализации, которая вредна прежде всего для суверенитета. Кроме того, вследствие технического прогресса его пространство уже перестало быть фактором силы.

Выход из этого положения указывает сама природа. Во все времена все живое было размножающимся, имеющим пищу и пространство, но оставалось равным себе. Исходя из этой предпосылки Гитлер приходит к концепциям, которые можно было бы назвать переводом марксизма на фрагментарно-биологический язык. Жизнь понимается, прежде всего, как количество «субстанции из плоти и крови» (народа); она все время растет, перерастая имеющиеся площади земли, подобно тому, как в марксизме производительные силы всегда перерастают производственные отношения. Марксистской революции соответствует у Гитлера война, прибавляющая землю соответственно приросту населения. Он писал: «Мы погибнем, если у не хватит сил захватить столько места и земли, сколько нам нужно». В «Майн кампф» говорится: «Только достаточно большое пространство на этой Земле обеспечивает народу свободу бытия»[23].

Война в системе взглядов Гитлера была не только средством достижения суверенитета. Война – это самое сильное и классическое выражение жизни. Одобрение войны было для Гитлера самоочевидно с ранних лет. Понятие «мирового господства» означало постоянное военное положение с обеспеченным превосходством Германии[24].

Центральное место в политическом мышлении Гитлера занимали рассуждения о сущности и возникновении государств. Это была доктрина о творческом расовом ядре и государстве как системе расового господства. С древнейших времен арийские расовые ядра как носители света вторгались в массы неполноценных людей и, опираясь на труд порабощенных, развивали свои творческие задатки. Коммунизм, по мнению Гитлера, это попытка восстания некогда порабощенных народных слоев низших рас, родственных между собой во всей Европе. Нация для Гитлера это система господства, составленная из рас различной ценности. Последним выводом расовой доктрины Гитлер считает неравноценность отдельных личностей. При этом Гитлер подчеркивал, что сам он личность высокоценная, призванная к руководству и господству. Он считает, что его выдающееся свойство как руководителя в том, что он как магнит вытягивает из народа расово ценные элементы и собирает их вокруг себя. Таким образом он давал возможность последнему уборщику улиц считать себя членом расово наилучшего слоя народа[25].

Когда же расовое государство направляет свое господство во внешний мир, все немцы в целом выглядят как господа высшей расы по сравнению с порабощенными народами. В своих «Застольных беседах» Гитлер изобразил картину будущего восточного пространства. Основным принципом было абсолютное бесправие порабощенных, которые не могли иметь никаких притязаний даже на раннюю смерть. Им запрещено учится читать и писать, занятия политикой и литературой для них преступления, наказываемые смертью.

Целью национал-социалистического движения были достижение и защита безусловного суверенитета немецкого расового государства в вечной войне. Но природа борьбы подразумевала еще и борьбу за оздоровление. То, что Гитлер излагал характер своей борьбы с помощью биологически-медицинских категорий придало войне характер уничтожения. Причем под оздоровлением понималось не только уничтожение «еврейской бациллы», но и устранение биологически слабых и неполноценных[26].

Таким образом, в программах фашистских партий и организаций, не смотря на имеющиеся различия, имелся целый ряд общих моментов. В основе всех доктрин лежал национализм. Важным моментом было наличие врага, причем врагом, как правило, были евреи. В этом ряду несколько отличался итальянский фашизм, где антисемитизм не получил должного развития, пока не наладились тесные контакты с национал-социалистической Германией. Важное место в системе взглядов фашистов занимала война. Отличительной чертой национал-социалистов было большое значение расовой теории и идей о превосходстве арийской расы над другими.

 

Глава 2. Приход фашистских партий к власти и основные направления их деятельности.

2.1. Фашистский режим в Италии.

Когда фашистское движение в Италии обрело силу встал вопрос о путях прихода его к власти. Сначала Муссолини попытался использовать для этой цели парламент, однако, на выборах 1919 г. его сторонники получили ничтожное число голосов. Поэтому Муссолини обратился к непарламентским, насильственным методам. Центральной задачей непролетарских сил после захвата рабочими фабрик и заводов стала борьба с «угрозой большевизма». С осени 1920 г. одетые в черные рубашки фашисты стали громить организации пролетариата, разгонять митинги трудящихся, поджигать редакции рабочих газет. Широко применялся так же индивидуальный террор: избиения, убийства[27].

Политическим и идеологическим стержнем движения стала Национальная фашистская партия, созданная в Риме 8 ноября1921 г. Партию возглавил вождь – дуче, как теперь именовался Бенито Муссолини. После прихода к власть партия намерена была ограничит власть и функции парламента, создать на фабриках специальные внутренние комиссии, передав управление рабочим организациям, ограничить свободы граждан, защищать частную собственность, полностью запретить забастовки в общественном секторе.

1922 г. был годом подготовки фашистского переворота и захвата фашистами власти. Фашисты постоянно осуществляли силовые акции, причем правительство допускало, чтобы вооруженная партийная армия завоевывала и терроризировала страну. Апогеем «фашистской революции» стал знаменитый поход на Рим. Состоявшийся осенью 1922 г. В походе приняли участие менее 40 000 человек, очень плохо вооруженных, частично только дубинками, без единой пушки. Государственная власть не оказала ни малейшего сопротивления. Итальянский фашизм смог победить лишь потому, что его противники не сумели своевременно договориться. Для них решающее значение имело беспокойство за собственное существование, по сравнению с которым страх перед фашизмом отступал на задний план[28].

Кабинет, сформированный Муссолини, имел ярко выраженную правую ориентацию. Муссолини взял на себя председательство и министерство внутренних дел. Вооруженные отряды не были расформированы, они превратились в фашистскую милицию – партийную армию, присягавшую на верность лишь партийному вождю. Муссолини поддержали король и папа, сенат и индустрия, опасавшиеся новой конфронтации с социалистами. Тотальный захват власти произошел только через два года после назначения Муссолини премьером[29].

«Муссолинизацию государства» закрепили так называемые «самые фашистские законы». «Законы об обороне» вводят специальные суды устанавливают верность режиму как критерий отбора государственных служащих, отказывают эмигрантам в гражданстве, запрещают тайные общества и допускают административное преследование не только за нежелательные политические действия, но так же за намерения, мысли и разговоры. «Законы о конституционной реформе» делают главу правительства начальником министров, превращают парламент в партийное собрание, отождествляют в практическом смысле исполнительную и законодательную власть, возвышают большой фашистский совет до уровня могущественного государственного органа. «Законы о социальной реформе» учреждают «корпоративное государство». В совокупности эти законы дают Муссолини положение, не имеющее прецедентов в истории конституций. Его можно сравнить с положением Гитлера[30].

В первый тоталитарный период его власти для Муссолини речь шла в первую очередь о том, чтобы предельным напряжением сил вывести Италию на уровень развития уже достигнутый другими нациями. Поскольку подобная цель не могла иметь принципиальных противников,  власть одного человека, сколь бы она не была неограниченной, не должна рассматриваться как деспотизм, ее следовало бы считать тоталитарной национал-фашистской диктатурой развития[31].

Хотя итальянский фашизм и был вначале «диктатурой развития», его внутренняя тенденция всегда была направлена на войну. Способствовавшая войне ситуация начала складываться после прихода к власти в Германии национал-социалистов. Это сразу же изменило положение Италии на международной арене. 6 ноября1937 г. Италия присоединилась к антикоминтерновскому пакту и таким образом был создан тройственный блок Германии, Италии и Японии. В марте1938 г. Муссолини согласился с аншлюсом Австрии. Он дважды поддержал требование Германии и передачей ей Судетской области. 22 мая1939 г. был подписан договор о военно-политическом союзе, так называемый «Стальной пакт». Стороны договорились оказывать военную помощь в случае вступления одной из сторон в военный конфликт.

Сближение с Германией повлекло за собой важные военно-политические новации фашистского режима в подражание его более сильному партнеру. Наряду с королем Муссолини становится первым маршалом империи, что вызвало недовольство армии, по традиции бывшей опорой монархии. Год спустя дуче объявил себя главнокомандующим.

Муссолини пересмотрел политику в расовом вопросе. В 1938 г. был обнародован так называемый «Расовый манифест». Подписавшие его ученые провозглашали необходимость хранить в чистоте итальянскую расу, причислив ее к арийской. Во «Второй книге фашизма», изданной в 1939-1940 гг. фашистской партией появился специальный раздел о расовом вопросе. За арийцами признавалась мировая цивилизаторская миссия. Осенью 1938 г. была принята серия законов, ограничивающих права евреев[32].

10 июня 1940 г. Италия объявила войну Франции. 27 сентября между Германией, Италией и Японией был заключен тройственный пакт, оформивший военный союз трех держав. Стратегической целью Италии в войне было создание Средиземноморской империи с выходом к океану. Ее главные военные акции были предприняты на Балканах и в Северной Африке. Вслед за Германией Италия объявила войну Советскому Союзу. На первое место в идеологической пропаганде вышли мотивы борьбы против большевизма[33].

Почти все итальянские военные кампании закончились поражением. Экономика оказалась неготовой к войне. Италия оказывалась во все большей экономической и политической зависимости от Германии. Итальянская армия в России была разгромлена в1942 г. А в июле1943 г. англо-американские войска высадились в Сицилии. Кризис фашистского режима приобрел серьезный характер. 24 июля Муссолини был смещен со своего поста и арестован. Фашистский режим, находившийся у власти 20 лет рухнул, но вскоре он был реанимирован Германией в новом обличье.

8 сентября1943 г., когда было объявлено о выходе Италии из войны, большая часть ее была оккупирована немецкими войсками и фашистский режим был воскрешен. Муссолини вновь встал во главе фашистского государства, получившего название «Итальянская социальная республика». Столица нового государства размещалась в небольшом городке Сало на севере Италии, поэтому новое государство обычно именуют «республикой Сало». «Республика Сало» была марионеточным государством и держалась благодаря присутствию немецких войск. Муссолини восстановил фашистскую администрацию, но параллельно действовала и немецкая администрация. Сам Муссолини находился под охраной немецких солдат и ощущал себя пленником. Вновь был развернут террор, главное острие которого было направлено против антифашистов. Продолжалась расовая фашистская политика. Несмотря на все усилия, реформированный фашистский режим не смог создать прочной социальной опоры. Весной1945 г. Муссолини был арестован партизанами и казнен по декрету Комитета национального освобождения северной Италии.

Таким образом, режим Муссолини в Италии был первым в истории фашистским режимом, пришедшим к государственной власти. Приход итальянского фашизма к власти сопровождался большим террором, направленными на противников фашистских идей. Муссолини в качестве председателя правительства обладал невиданной до этого полнотой власти для конституционного строя.

 

2.1. Фашистский режим в Германии.

Распространено мнение, что фашизация Германии началась с от­ставки кабинета во главе с лидером партии Центра Г. Брюнингом 30 мая1932 г. в условиях мирового экономического кризиса. Однако если рассматривать фашизм как следствие кризиса гегемонии и как феномен, вызывающей сопротивление, то начало ее надо отнести к1927 г. К этому времени националистам удалось нейтрализовать в партии сторонников «левой  антикапиталистической» ориентации братьев Штрассер, а после встречи Гитлера в Эссене с предприни­мателями Рура нацисты стали получать значительные средства.

Победа социал-демократов на выборах в рейхстаг 20 мая1928 г. и создание правительства «большой коалиции» Г. Мюллера (СДПГ, На­родная и Демократическая партии и Центр) были проявлением со­противления сползанию страны вправо. Однако это не отражало главную тенденцию развития. В 1928-1929 гг. форсировалась военная программа, сокращалась социальная помощь трудящимся, а пред­приниматели пытались пересмотреть систему третейского улажива­ния трудовых конфликтов. Активизировалась крупнейшая милитари­стская организация Стальной шлем, а во главе наиболее влиятельной среди правых Национальной партии встал ярый антиреспубликанец А. Гугенберг. Правели и другие буржуазные партии.

30 января1933 г. президент Германии Пауль фон Гинденбург подписал указ о назначении Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Эта дата считается началом нового национал социалистического периода в истории Германии. К этому времени нацистская партия была самой крупной в стране и насчитывала до 850 тыс. членов она опиралась на многотысячные штурмовые отряды и располагала самой большой фракцией в рейхстаге.

Идя к власти нацисты обещали народу полную занятость, социальную заботу государства, достойную жизнь «простому» немцу и условия для повышения его социального статуса. Внешнеполитические планы нацистов предусматривали ревизию Версальского договора и возвращение Германии статуса великой державы. Нацистская программа по завоеванию «жизненного пространства» для немцев во многом соприкасалась с пангерманскими идеями и была поддержана реакционно-консервативными кругами.

На первых порах нацистам очень важно было представить свои мероприятия легитимными и конституционными. Поэтому нацисты не отважились отвергнуть республику как форму правления и сразу ликвидировать многопартийную систему. Особое внимание новое правительство уделяло взаимоотношениям с промышленными и военными кругами. Нацисты понимали, что без стабильно работающей промышленности, без боеспособной армии они не смогут закрепится у власти, не говоря уже об осуществлении завоевательных планов.

5 марта1933 г. состоялись первые и последние при нацистах многопартийные выборы. НСДАП добилась впечатляющего успеха, но в рейхстаге сохранили свои позиции и другие большие партии СДПГ и Центр. Абсолютного большинства в парламенте нацистам достигнуть не удалось. Тогда были аннулированы голоса поданные за коммунистическую партию.

За победой НСДАП на выборах последовало то, что нацисты называли «национальной революцией». 21 марта1933 г. Гитлер потребовал от рейхстага чрезвычайных полномочий на 4 года для ликвидации бедственного состояния народа. Закон «О полномочиях» от 24 марта позволял рейхсканцлеру и правительству издавать законы и управлять страной без согласия рейхстага. Он существенно облегчил узурпацию власти Гитлером.

Одним из важных результатов «национальной революции» был разгон неугодных земельных правительств и замена их кабинетами, руководимыми нацистами. Была существенно ослаблена автономия земель. Параллельно осуществлялось завоевание власти в городах и общинах.

Наряду с ликвидацией буржуазно-демократических институтов власти начались первые погромы и бойкоты магазинов, принадлежащих евреям. 7 апреля1933 г. был принят закон о государственных служащих, в соответствии с которым на службе у государства моли находиться только лица арийского происхождения. Они должны были принимать присягу на верность родине и фюреру. Закон дал ход изгнанию со своих постов всех неугодных нацистам служащих.

Йозеф Геббельс назначенный главой нового министерства пропаганды и просвещения разворачивает широкомасштабную компанию по борьбе с литературой, объявленной им враждебной духу немецкого народа и государства. Геббельс лично открывает перед Берлинским университетом серию публичного сожжения книг.

Летом1933 г. последовал самороспуск буржуазных и народных партий. Закон о запрете образования новых партий легализовал монополию НСДАП на власть и унификацию рейхстага.

Узурпация власти дала нацистам возможность неограниченно манипулировать сознанием населения и пропитывать его своими взглядами.

Борьба с марксизмом было краеугольным камнем программы НСДАП. Еще до приходе Гитлера к власти члены КПГ, СДПГ и профсоюзов подвергались жестокому террору со стороны штурмови­ков. Весной1933 г. началось наступление на все организованное ра­бочее движение. Сразу после нацистского Дня национального труда 1 мая были разгромлены реформистские профсоюзы, о 3 мая о безоговорочном подчинении НСДАП заявили другие профобъединения. 10 мая нацисты захватили партийные дома СДПГ, конфисковали ее имущество и издания.

В марте 19ЗЗ г. началось создание концлагерей, подчинявшихся сначала полиции, СА и СС, но уже осенью переданных » исключи­тельное ведение СС, что стало основой экономического могуществе этой организации. К началу войны через них прошел 1 млн. немцев. Всего же к концу рейха только на территории Германии насчитыва­лось 1100 концлагерей, через которые прошли 18 млн. человек, из них 12 млн. погибли. Кровь и страдания этих людей лежат на совес­ти и тех, кто привел Гитлера к власти: «Респектабельные фирмы по­ставляли печи для крематориев и газ для душегубок. Имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса от золотых наруч­ных часов убитых, а крупнейшие германские фирмы получали фак­тически бесплатно рабов от Гиммлера»[34].

С 193-1935 гг. большая часть государственных расходов стала неуклонно направляться на вооружение. Год от года росли расходы на армию. В1935 г. была введена всеобщая воинская повинность. В 1935-1936 гг. стал оформляться военный союз Германии и Италии. В1938 г. Германия приступила к политике завоеваний. Был осуществлен аншлюс Австрии, присоединена Судетская область Чехословакии. 1 сентября1939 г. началась Вторая мировая война. За весьма короткий срок нацистская германия сумела подчинить себе почти всю Европу и к концу1941 г. господствовала над огромной территорией. Однако немецкая армия и экономика не смогли выдержать войну практически со всем миром. Поражение нацистской Германии означало и падение фашистского режима.

Таким образом, германский национал-социализм был вторым в истории фашистским движением, захватившим власть в стране. Немецкая национал-социалистическая партия захватила власть при поддержке крупной буржуазии и правых реакционных кругов. Последствия этого захвата власти коснулись практически всей Европы.  Война, которая была развязана нацистской верхушкой и планировалась как ряд блицкригов, превратилась в мировую войну в огне которой погибло около 60 млн. человек. Поражение Германии в войне было поражением и нацистской идеи.

 

Глава 3. Концепция фашизма Э. Нольте.

Ни одно из больших политических течений Европы не возникло на почве войны. Либерализм был выражением подъема буржуазии, консерватизм первоначально означал реакцию на это оказавшейся под угрозой аристократии, носителем социализма стал порожденный индустриализацией пролетариат. Ни одно из этих течений не стремилось к войне, ни одно не встретило ее безусловным одобрением. Сама война создала почву для нового политического явления, ставшего ее порождением и по закону воспроизведения стремившегося порождать ее снова[35].

По мнению Э. Нольте именно фашизм был основной политической тенденцией, характеризующей эпоху мировых войн. В этот период две из четырех крупнейших держав Европы стали фашистскими в первое же десятилетие, а в следующее десятилетие под властью фашистских держав оказался практически весь Европейский континент[36].

Фашизм не был эпизодичен в своей эпохе, не был в ней изолированным инородным телом. Закономерность понятия «фашизм» иногда ставится под сомнение ввиду крайнего разнообразия его проявлений. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются существенные различия между парламентскими системами и разновидностями либерализма. Фашистские движения обладали ярко выраженным ощущением своего родства и были связаны между собой взаимной поддержкой, влиянием и зависимостью.

1919 г. имел решающее значение для природы фашизма. Все наиболее важные и значимые для будущего фашизма фигуры возникли в первый год после окончания мировой войны 1914-1918 гг.  Этот год был исходным пунктом первых фашистских движений. Они развивались с разной скоростью, но их решающими этапами были 1919 и 1923 гг. На данном этапе появилось и общее полемическое истолкование фашизма, столь важное для его дальнейшего развития[37].

Из всех фашистских движений только итальянский фашизм и немецкий национал-социализм вышли из подлинных народных движений, добившихся победы более или менее самостоятельно и поставивших своих лидеров во главе государства.

Для любого фашизма характерна связь националистических и социалистических мотивов. Однако со временем социалистические мотивы были вытеснены националистическими. Антисемитизм имелся в каждой форме фашизма, однако, наибольшего размаха он достиг в немецком национал-социализме. Однако антисемитизм, как и антипарламентаризм не может быть основным критерием фашизма.

По мнению Э. Нольте, «фашизм – это антимарксизм, стремящийся уничтожить противника путем разработки радикально противоположной и все же сходной идеологии и путем применения почти тождественных, но характерным образом видоизмененных методов, действующих всегда в замкнутых рамках национального самоопределения и автономии»[38].

Таким образом, по мнению Э. Нольте фашизм не существует без марксизма, политическое движение не может быть причислено к фашизму если нет хотя бы зачатков организации и пропаганды, сравнимых с «марксистскими».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Фашизм представляет собой политическое течение, которое оказало существенное влияние на мировое политическое развитие. Появление фашизма было вызвано кризисом либеральных идей и распространением марксизма и социализма. Предшественниками фашизма были консервативные националистические течения, а так же антисемитизм. Становлению фашизма как влиятельной политической силы во многом сопутствовала Первая мировая война и кризисные явления в экономике в 1920-х – начале 1930-х гг. Усилению фашизма также способствовало установление большевистского режима в России.

Крупнейшими фашистскими движениями, по мнению Э. Нольте были французская контрреволюционная организация «Аксьон Франсэз», итальянский фашизм и германский национал-социализм. Однако только две из них смогли прийти к власти в своих странах.

В программах фашистских партий и организаций, несмотря на имеющиеся различия, имелся целый ряд общих моментов. В основе всех фашистских доктрин лежал национализм. Важным моментом было наличие врага, причем врагом, как правило, были евреи. В этом ряду несколько отличался итальянский фашизм, где антисемитизм не получил должного развития, пока не наладились тесные контакты с национал-социалистической Германией. Наиболее четко теория врага была разработана Ш. Моррасом, главным идеологом «Аксьон Франсэз»

Важное место в системе взглядов фашистов занимала война. Отличительной чертой национал-социалистов было большое значение расовой теории и идей о превосходстве арийской расы над другими.

Режим Муссолини в Италии был первым в истории фашистским режимом, пришедшим к государственной власти. Приход итальянского фашизма к власти сопровождался большим террором, направленными на противников фашистских идей. Муссолини в качестве председателя правительства обладал невиданной до этого полнотой власти для конституционного строя.

Германский национал-социализм был вторым в истории фашистским движением, захватившим власть в стране. Немецкая национал-социалистическая партия захватила власть при поддержке крупной буржуазии и правых реакционных кругов. Последствия этого захвата власти коснулись практически всей Европы. Война, которая была развязана нацистской верхушкой и планировалась как ряд блицкригов, превратилась в мировую войну в огне которой погибло около 60 млн. человек. Поражение Германии в войне было поражением и нацистской идеи. Тотальное поражение и безоговорочная капитуляция надолго вычеркнули германию из ряда великих держав европейского континента.

Э Нольте рассматривает фашизм как антимарксизм и считает, что без марксизма и большевизма не было бы фашизма. Фашизм возник именно как средство борьбы с социалистической революцией.  Э. Нольте считает, что фашизм был основной политической тенденцией эпохи мировых войн, поэтому эту эпоху можно назвать эпохой фашизма.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы / А.С. Бланк. – М.: Мысль, 1978. – 208 с.
  2. Галкин А.А. Германский фашизм / А.А. Галкин. – М.: Наука, 1989. – 352 с.
  3. Германская история в новое и новейшее время: в 2 т. Т.2. М.: Наука, 1970. – 357 с.
  4. Нольте Э. Европейская гражданская война (1917-1945). Национал-социализм и большевизм / Э. Нольте. – М.: Логос, 2003. – 528 с.
  5. Нольте Э. Фашизм в его эпохе / Э. Нольте. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 568 с.
  6. Тоталитаризм: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996. – 540 с.

 


[1] Галкин А.А. Германский фашизм / А.А. Галкин. – М., 1989.

[2] Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы / А.С. Бланк. – М., 1978.

[3] Тоталитаризм: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

[4] Нольте Э. Фашизм в его эпохе / Э.Нольте. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

[5] Нольте Э. Европейская гражданская война (1917-1945). Национал-социализм и большевизм / Э. Нольте. – М., 2003.

[6] Тоталитаризм: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. С. 17.

[7] Тоталитаризм… С.18

[8] Нольте Э. Фашизм в его эпохе / Э. Нольте. – Новосибирск, 2001. — С. 115.

[9] Тоталитаризм … С.19.

[10] Там же. С. 20.

[11] Тоталитаризм … С. 21.

[12] Там же. С. 22.

[13] Тоталитаризм… С. 23.

[14] Тоталитаризм. … С. 26.

[15] Тоталитаризм … С. 27.

[16] Нольте Э. Указ. соч.  С. 118.

[17] Нольте Э. указ. соч. С. 127.

[18] Там же. С. 138.

[19] Нольте Э. Указ. соч. С. 259.

[20] Нольте Э. Указ. соч. С. 261.

[21] Цит. по: Нольте Э. С. 412.

[22] Нольте Э. Указ. соч. С. 413.

[23] Цит. по: Нольте Э. С. 416.

[24] Там же. С. 418

[25] Нольте Э. Указ. соч. С. 421.

[26] Там же С. 426.

[27] Тоталитаризм … С. 95.

[28] Нольте Э. Указ. соч. С. 223

[29] Там же.  С. 225.

[30] Там же. С. 235.

[31] Нольте Э. Указ. соч. С. 237.

[32] Тоталитаризм. С. 113.

[33] Там же. С. 114.

[34] Тоталитаризм … С. 133.

[35] Нольте Э. Указ. соч. С. 14.

[36] Нольте Э. Указ. соч. С. 15.

[37] Нольте Э Указ. соч. С. 23.

[38] Там же. С. 35.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ