Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой трети XIX века

Рубрики: Библиотека

Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой трети XIX века. Статья первая// Законодательство. 2007. №1.

Начало XIX в. ознаменовалось в истории России целой серией государственных преобразований. Их неотъемлемой частью стали меры, направленные на значительное расширение и совершенствование системы народного образования.

Основные принципы реформ в этой сфере были изложены в документе под названием «Предварительные правила народного просвещения», утвержденном императором Александром I 24 января 1803 г. В § 1 «Правил» говорилось, что «народное просвещение в Российской империи составляет особую государственную часть, вверенную министру сего отделения и под его ведением распоряжаемую Главным училищ Правлением» (курсив мой. — В.Т.). Согласно плану, начертанному в рассматриваемом документе, предполагалось создать на территории страны шесть учебных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В каждом из них должен был существовать свой университет, призванный служить не только высшим учебным заведением, но и административным и методическим центром для всех училищ округа.

Проект создания в России нескольких новых университетов разрабатывался еще в период правления Екатерины II. Эту задачу императрица возложила своим Указом от 29 февраля 1786 г. на Комиссию об организации народных училищ, учрежденную в 1782 г. под председательством графа П.В. Завадовского. В то время предполагалось основать в дополнение к Московскому «на первое время» три университета: «в Пскове, Чернигове и Пензе». Но дальше разработки планов дело в данном случае не пошло.

Павел I в декабре 1800 г. издал указ об учреждении университета в Митаве, но исполнить его не успели: спустя три месяца император был убит.

Александр I повелел 12 апреля 1801 г. организовать университет в Дерите(1) «по причине положения оного в средоточии трех губерний: Рижской, Ревельской и Курляндской». 21 и 22 апреля 1802 г. состоялась церемония торжественного открытия Дерптского университета, и 1 мая в нем начались занятия(2). Положение данного университета в российской системе народного образования было окончательно определено «Актом постановления для Императорского университета в Дерпте», подписанным 12 декабря 1802 г. Александром I. Дерптский университет в соответствии с этим актом перешел под руководство Министерства народного просвещения, которое было создано на основании манифеста «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г.

В день издания названного манифеста Александром I был принят указ «О должности комиссии училищ», объявлявший главной целью ее деятельности учреждение новых университетов, которые, расширяя круг познаний в своих отделениях, могут удобно принять на себя надзирание за всеми прочими училищами… образуя повсеместно просвещенных и благонравных граждан для всех родов службы и должностей общественных»(3).

Утвержденные государем 24 января 1803 г. «Предварительные правила народного просвещения» призваны были осуществить на практике давно зревший в сфере верховной государственной власти замысел организовать в России целый ряд новых университетов. Во исполнение этого замысла Александр I в тот же день подписал указ о создании университета в Харькове(4).

4 апреля 1803 г. его величеством был подписан «Акт утверждения для императорского университета в Вильне», а 18 мая того же года одобрен устав Виленского университета.

5 ноября 1804 г. император подписал «Учредительную грамоту» и устав для Императорских университетов в Казани и Харькове. 17 января 1805 г. состоялось торжественное открытие Харьковского университета, а 14 февраля 1805 г. — Казанского университета.

20 сентября 1817 г. открыл свои двери университет в Варшаве, созданный на базе существовавших здесь с 1808 г. Школы права и с 1811 г. Школы административных наук. Император Александр I назвал его «Королевским». 30 марта 1830 г. Варшавскому университету было присвоено по ходатайству его совета почетное наименование «Александровского», но вспыхнувший 17 ноября 1830 г. мятеж польской шляхты сделал деятельность университета невозможной. Его возрождение произошло только в 1869 г.

8 февраля 1819 г. Александр I утвердил доклад министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына об учреждении Императорского университета на базе Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим государь одобрил составленный попечителем Санкт-Петербургского учебного округа (а также президентом Академии наук) С.С. Уваровым временный регламент нового университета. Торжественное открытие последнего из предусмотренных «Предварительными правилами народного просвещения» 1803 г. российского университета состоялось 14 февраля 1819 г.

В каждом из учрежденных университетов предполагалось иметь юридический факультет. И такой факультет или существовал с момента открытия учебного заведения, или создавался немногим позднее. В Дерптском университете он именовался юридическим отделением, в Казанском и Харьковском университетах — отделением нравственных и политических наук, в Санкт-Петербургском университете — отделением «наук философских и юридических». Данное отделение существовало еще в рамках Главного педагогического института и досталось Санкт-Петербургскому университету, можно сказать, по наследству.

Уставом Московского университета, принятым 5 ноября 1804 г., за юридическим факультетом закреплялось название «Отделение Нравственных и Политических наук». Согласно §24 этого документа здесь должны были преподавать: богословие догматическое и нравоучительное, толкование Священного Писания и Церковной Истории, умозрительную и практическую философию, право естественное, политическое и народное, право гражданского и уголовного судопроизводства в Российской империи, право знатнейших как древних, так и нынешних народов, дипломатику и политическую экономию.

Высочайше утвержденный 8 мая 1803 г. устав Виленского университета добавлял к перечисленным наукам, которые предписывалось изучать на отделении наук нравственных и политических, гражданское и уголовное судопроизводство «в преждебывших польских областях, присоединенных к России». Устав Дерптского университета, утвержденный императором Александром I 12 сентября 1803 г., предусматривал преподавание «римского и немецкого права по гражданской и уголовной части».

Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа — так называемых лицеях, или училищах высших наук. Они создавались специально для подготовки гражданских чиновников и по уровню образования занимали промежуточное положение между гимназиями и университетами.

Первым из учебных заведений такого типа стало Ярославское Демидовское высших наук училище, учрежденное по инициативе и на средства Павла Григорьевича Демидова (1738-1821) в 1803 г. Его устав был утвержден императором Александром I 28 января 1805 г., а торжественное открытие состоялось 29 апреля 1805 г. Программа обучения в Демидовском училище включала в себя такие предметы, как словесность древних языков и российское красноречие, иностранные языки, закон Божий, философия, математика, история, химия, наука о финансах. Из юридических наук здесь преподавались сначала только право естественное и народное. После преобразования 2 августа 1833 г. Демидовского высших наук училища в Демидовский лицей здесь стали преподавать русское публичное право, гражданское и уголовное право, а также судопроизводство гражданское и уголовное.

12 августа 1810 г. император Александр I утвердил постановление о Царскосельском лицее и его устав. Торжественное открытие этого учебного заведения, приравненного к университетам, состоялось 19 октября 1811 г.

В первой статье устава отмечалось, что «учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной»(5). Обучение в данном учебном заведении было рассчитано на два курса по три года каждый: «начальный» и «окончательный». Лицеисты изучали: языки (русский, латинский, французский и немецкий), науки математические и физические (арифметику, геометрию, тригонометрию, алгебру и физику), науки исторические (историю российскую, историю иностранную, географию и хронологию), изящные искусства. Основы юриспруденции преподавались в рамках наук нравственных в течение «окончательного» курса. В изданных для Царскосельского лицея «Правилах особенных в курсе окончательном» говорилось, что «под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». В соответствии с такой установкой лицеисты изучали: энциклопедию права, историю русского права, основы церковного, государственного, гражданского, уголовного, полицейского, финансового и международного права (дипломатии).

2 мая 1817 г. император Александр I одобрил доклад министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына об учреждении в Одессе на базе Благородного воспитательного института коммерческой гимназии, а также уездного и приходского училища Ришельевского лицея(6). В отличие от Царскосельского лицея, данное учебное заведение было предназначено для подготовки не только государственных служащих, но и специалистов для работы в сфере торговой деятельности. В части доклада князя Голицына, посвященной характеристике программы обучения в Ришельевском лицее, сообщалось: «В числе высших наук будет преподаваемо и правоведение в различных его отраслях и отношениях. Наконец, для готовящихся к коммерческим занятиям доставляется способ приобресть достаточные сведения в правах коммерческом и мореходном и во всем том в особенности, что может образовать сведущего и способного торговца. Как для сих особенных наук по коммерческой части, так и для юриспруденции и политической экономии учредятся при Лицее два отдельных училища, в коих под наименованием дополнительных желающие из числа воспитанников, окончивших курсы свои в Лицее, могут приобрести означенные дополнительные сведения к приобретенным уже ими ранее».

Согласно §132 устава Ришельевского лицея, высочайше учрежденного 2 мая 1817 г., училище правоведения и политической экономии предназначалось исключительно «для пансионеров, которые выйдут из Лицея, пройдя в оном полный курс общих наук»; для воспитанников создававшегося при Ришельевском лицее Педагогического института, «для вольноприходящих учеников, слушавших лекции в классах Лицея в течение осьми лет». Обучение в училище правоведения и политической экономии было рассчитано на два года. При этом уставом (§135) предполагалось, что воспитанники данного училища будут заниматься «в первый год правоведением, в первые восемь месяцев второго года — политической экономиею; а последние четыре месяца посвящены будут начальному курсу общественного права». §143 устава Ришельевского лицея гласил, что «воспитанники Училища правоведения и политической экономии по окончании обоих курсов с успехом состоять будут в девятом классе (т.е. в чине титулярного советника. — В.Т.)». Свои успехи в учебе данные воспитанники должны были показать не только в процессе обучения, но и во время выпускного экзамена, который проходил в присутствии «директора, двух надзирателей Лицея и трех профессоров дополнительных училищ».

Высочайшим рескриптом от 9 апреля 1820 г. создавалась гимназия высших наук в г. Нежине, приближавшаяся по своему статусу к университету(7) и предназначенная для обучения молодых людей «полному курсу высших наук, нужных для гражданской и военной службы», в том числе юриспруденции. Решение об учреждении этого учебного заведения было принято императором Александром I еще в 1805 г. Но строительство здания, в котором оно должно было разместиться, задержало его открытие на долгих 15 лет. Основана Нежинская гимназия была на средства и в честь канцлера князя Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). Активное участие в ее учреждении принимал В.П. Кочубей(8), приходившийся ему племянником.

Первым директором данного учебного заведения стал ученый-энциклопедист — физик, агроном и правовед одновременно — Василий Григорьевич Кукольник (1765-1821)(9), автор многих трудов по гражданскому праву. Среди ученых, преподававших юридические науки в Нежинской гимназии, выделялся Николай Григорьевич Белоусов (1799-1854), читавший курс римского права.

В 1821-1828 гг. в Нежинской гимназии высших наук учился Н.В. Гоголь. В 1826 г. курс обучения в ней закончил Петр Георгиевич Редкий (1808-1891), впоследствии ставший известным юристом, профессором сначала Московского, затем Санкт-Петербургского университетов.

В работах, посвященных развитию системы юридического образования в России в первой трети XIX в., упоминается иногда Кременецкий (Волынский) лицей, созданный «на средства польского ученого Т. Чацкого»(10). Действительно, в 1819 г. в Кременце на Волыни (Западная Украина) был создан Волынский лицей. Но поляк Фаддей Чацкий не мог быть основателем данного лицея, поскольку умер за шесть лет до этого — в 1813 г. С 1803 г. он являлся ревизором училищ в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Используя эту должность и свои дружеские отношения с попечителем Виленского учебного округа Адамом Чарторыйским, он добился в 1805 г. высочайшего разрешения на открытие в Кременце классической гимназии. Согласно уставу данной гимназии, который Чацкий написал совместно с польским террористом Гугоном Коллонтаем, ее программа предполагала изучение на низшей, длившейся четыре года, ступени учебы в основном языков, а на высшей, с десятилетним сроком обучения, — словесности, математических и юридических дисциплин.

В 1819 г. Волынская гимназия была переименована в Волынский лицей, но программа обучения осталась прежней. Никакого значения для развития юридического образования в Российской империи это странное учебное заведение не имело. Подавляющую массу учеников в нем составляли польские шляхтичи, и главной целью их обучения было привитие им ненависти к России и ко всему русскому. После начала польского восстания в Кременец пришел Высочайший указ о закрытии Волынского лицея, но он к тому времени и так уже перестал существовать, поскольку все его горе-ученики присоединились к польским мятежникам.

Сознавая, что обучения юридическим наукам в университетах, лицеях или гимназиях недостаточно для подготовки юристов, способных занимать должности в судах или писать тексты законов и составлять их собрания, Александр I предпринимал меры для организации учебных заведений, в рамках которых лица, получившие теоретическое образование в области юриспруденции, могли бы усвоить практические навыки обращения с юридическими документами. Императорским указом от 1 августа 1805 г.(11) вместо Юнкерского института, действовавшего при Сенате, было создано Высшее училище правоведения при Комиссии составления законов. Оно предназначалось для окончательного образования молодых людей, «в университетах или гимназиях уже обучавшихся, и в приготовлении их к должностям по судебным делам». Программа обучения в этом специализированном юридическом учебном заведении была рассчитана на три года и включала в себя изучение таких предметов, как энциклопедия права и законы прочих народов, общая теория судебных обрядов и практического судопроизводства, естественное право, право римское, разделенное на институты и пандекты, основания права российского, общие законы российские, общие и частные законы российские.

Директором Высшего училища правоведения был назначен Г.А. Розенкампф(12), а преподавателями — правоведы П.Д. Подий, В.Г. Кукольник, Г.И. Терлаич.

Выпускники университетов и гимназий, поступившие для продолжения своего юридического образования в это училище, зачислялись на государственную службу по Министерству юстиции с жалованьем 300 руб. в год. Во время обучения им разрешалось пользоваться не только библиотекой училища, но и материалами Комиссии составления законов. По завершении учебы они могли быть назначены на работу в суды на должности, соответствовавшие чину коллежского секретаря.

7 марта 1809 г. Комиссия составления законов была реорганизована, и в связи с этим набор в Высшее училище правоведения новых учащихся был приостановлен. Его возобновили в начале 1812 г., но после вторжения в пределы России французских войск занятия в училище прекратились. В 1816 г. это учебное заведение было ликвидировано. За время его существования (весьма недолгое) подготовку в нем прошли 43 юриста. В их числе был, например, О.Я. Горегляд, оставленный после обучения в училище для работы в Комиссии составления законов. Впоследствии он перешел на службу во Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, где под руководством М.М. Сперанского работал над составлением Свода законов в части уголовного законодательства.

Развитию в России юридического образования и, как следствие, юриспруденции весьма поспособствовал указ императора Александра I от 6 августа 1809 г., провозгласивший новые правила производства в чины по гражданской службе. Автором проекта этого знаменитого указа был М.М. Сперанский.

11 декабря 1808 г. Михаил Михайлович читал императору Александру I свою записку «Об усовершении общего народного воспитания». В начале ее говорилось о двух основных средствах, которыми правительство может действовать на народное воспитание. Первое из них, писал Сперанский, состоит «в доставлении способов к просвещению», в устройстве учебных заведений и библиотек. Второе — «в побуждениях и некоторой моральной необходимости общего образования»(13). О первом средстве Сперанский сообщал, что в России оно «давно уже принято и, переходя разные постепенности, в настоящее царствование нарочито усилено». Что же касается второго, то оно, по его мнению, «не было еще довольно употребляемо». «Доселе правительство ограничивало себя частными поощрениями, отличиями, напоминаниями. Но учение никогда еще не было у нас поставляемо условием необходимым и обязанностию непременною для вступления в службу и занятия гражданских мест»(14).

Записка о развитии в России системы народного образования превращалась, таким образом, в дальнейшем своем изложении в записку о чинах. Сперанский предлагал ликвидировать их. По его мнению, «чины не могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным». Они «делят народ на два несоразмерных класса, на дворянство и чернь; не оставляют почти места среднему столь полезному состоянию; ввергают в презрение все, что ими не украшено, дают ложную цену местам и достоинствам, смешивают и ставят наравне людей просвещенных с невеждами, наполняют должности чиновниками неспособными и даже из писцов, науками не приуготовленных; одним порядком службы приводят людей к высшим званиям государственным; искательствами и множеством мелких злоупотреблений они развращают дух народный и, что всего горше, заражают самые источники народного воспитания»*(15).

Для исправления описанных пороков и повышения значения общего образования Сперанский предлагал установить правило, согласно которому чин коллежского асессора как первый чин, дающий право на потомственное дворянство, был бы открыт только для лиц, получивших университетское образование и сдавших соответствующие экзамены. Вместе с тем он высказал мнение о том, что «для канцелярских чинов довольно оставить первые три офицерские чина», а «последующие восмиклассные чины затруднить для неучившихся и облегчить, сколь можно, для тех, кои предъявят свидетельства в их учении»*(16). Чин статского советника как принадлежащий уже к государственной службе Сперанский предлагал открыть «единственно для людей, в учении испытанных и в службе довольно уже упражнявшихся». Разработанные им новые правила возведения в чины Михаил Михайлович изложил в законопроекте, текст которого приложил к записке «Об усовершении общего народного воспитания».

 

*(1) В 1632-1656 гг. и с 1690 по 1699 г. в Дерпте существовал университет, в котором большинство преподавателей составляли шведы.

*(2) Устав Императорского Дерптского университета был утвержден Александром 112 сентября 1803 г.

*(3) Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. Царствование Александра I. 1802-1825. Спб., 1873. Стлб. 4-5.

*(4) Там же. Стлб. 15. Официальное открытие Харьковского университета состоялось 17 января 1805 г.

*(5) Первое полное собрание законов Российской империи (далее: 1-ПСЗРИ). Т. XXXI. N 24325 § 14. Одобренный Александром I с незначительными поправками проект устава Царскосельского лицея был написан М.М. Сперанским. Этот факт показывает, какое огромное значение придавал государь данному учебному заведению.

*(6) Название «Ришельевский» одесский лицей получил в честь инициатора его создания французского герцога Ришелье, который в 1803-1814 гг. занимал должности Новороссийского генерал-губернатора и одновременно Одесского градоначальника.

*(7) Статус данного учебного заведения определялся в его уставе следующим образом: «Гимназия сия есть публичное учебное заведение. Она состоит между учебными заведениями в числе занимающих первую ступень после университетов… и отличается перед губернскими гимназиями высшей степенью преподаваемых в ней предметов и особенными ей дарованными правами и преимуществами».

*(8) См. письма В.П. Кочубея об учреждении Гимназии высших наук в Нежине: Русская старина. 1870. Т. 2. С. 298.

*(9) См. о его деятельности на этом поприще: Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. 2-е изд. Спб., 1881. С. 181-189.

*(10) Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Ч. 2. Направления, линии и процессы институционализации. Екатеринбург, 2004. С. 190.

*(11) 1-ПСЗРИ. Т. XXVIII. N21860.

*(12) Густав Андреевич Розенкампф (1762-1832) являлся в то время референдарием (руководителем) 1-й экспедиции Комиссии составления законов, занимавшейся составлением книг 1) оснований прав, 2) общих законов, 3) судебных обрядов.

*(13) Сперанский М.М. Об усовершении общего народного воспитания // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 329.

*(14) Там же.

*(15) Там же. С. 332-333.

*(16) Там же. С. 333.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ