Единый социальный налог как основной источник формирования средств государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.
Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника формирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, т.е. с 1 января 2001 г.
С позиции финансового права, согласно ст. 13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи[1]. Внебюджетные социальные фонды по своей экономической сущности представляют собой обособленную часть необходимого продукта и имеют свою существенную специфику. Она состоит в том, что указанные фонды формируются в основном за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами.
Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Внебюджетные фонды обеспечивают финансирование государственных расходов, не включенных в бюджет.
Источники формирования внебюджетных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Согласно ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[2] источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пенни; возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств фондов; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.
Появление ЕСН напрямую связано с реализацией комплекса мер по проведению в России экономической и налоговой реформы. Указанный налог является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Данный налог стал вместо трех внебюджетных фондов зачисляться в определенных законом долях в Федеральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). При этом ЕСН не изменяет формирования и использования средств внебюджетных фондов[3]. Они продолжают формироваться страховым методом. Зачисление указанного налога в Федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не снижает степень гарантированности прав граждан на пенсионное обеспечение, поскольку государство субсидиарно отвечает по долгам Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ также находятся под контролем налоговых органов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования.
Правовые положения единого социального налога установлены гл. 24 НКРФ[4]. Основное его предназначение — это мобилизация средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации;
индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Для каждой из групп налогоплательщиков установлены свои особенности уплаты и исчисления ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены индивидуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует об их якобы двойном обложении данным налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2. ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц, а во втором — индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой ими самими предпринимательской деятельности, т.е. за себя. Причем если во втором случае предприниматель может иметь льготы, то в первом случае, производя выплаты другим физическим лицам, организациям или индивидуальным предпринимателям, он таких льгот не имеет.
Объект налогообложения, т.е. то, с чего взимается указанный налог, меняется в зависимости от налогоплательщиков. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения ЕСН будут являться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц: по трудовым договорам; по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг; по авторским договорам. Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объект — это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые ими физическим лицам по: трудовым договорам; гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом обложения признаются доходы от предпринимательской деятельности; доходы от иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (т.е. речь идет не о валовом, а о чистом доходе)[5].
Налоговая база определяется в зависимости от вида налогоплательщиков (Ст. 237). Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей — это сумма выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, начисленная за налоговый период. Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, — это сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При применении указанного налога следует иметь в виду, что ст. 238 НК РФ установлен достаточно обширный перечень сумм, не подлежащих налогообложению. К ним, например, отнесены различные государственные пособия, все виды установленных компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, повреждением здоровья, увольнением работников и т.п. При выплатах из бюджета не подлежат обложению суммы, не превышающие 2 тыс. руб., представляющие собой материальную помощь, оказываемую работодателями своим работникам, в том числе бывшим.
Налоговые льготы по ЕСН подразделяются: по субъектному составу (по составу субъектов, освобождаемых от уплаты ЕСН) и по характеру выплат (по перечню выплат, которые не облагаются ЕСН) (Ст. 239). К первой группе, в основном, относятся организации, деятельность которых связана с оказанием услуг или выплатами в пользу инвалидов. Налоговый и отчетный периоды, устанавливаются ст. 240 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Основной задачей ЕСН является упрощение механизма его собирания, унификация базы налогообложения, сокращение количества проверяющих органов, единообразие финансовых санкций и повышение защищенности налогоплательщиков. С введением ЕСН сократилась отчетность организаций, уменьшилось количество платежных поручений. По мнению специалистов, ЕСН оказался более эффективным взносом, чем страховые взносы.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) // www.consultant.ru
- Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) //www.garant.ru/main
- Федеральный закон от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ) //www/fss.ru
- Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
- Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.
- Экономический словарь. Полка букиниста // www.polbu.ru
_____________
[1]Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) // www.consultant.ru
[2] Федеральный закон от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 190-ФЗ, от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ) // www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/130/10031.shtml