Финансовое право. Единый социальный налог

Рубрики: Контрольные работы> Государство и право

Единый социальный налог как основной источник формирования средств государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника формирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, т.е. с 1 января 2001 г.

С позиции финансового права, согласно ст. 13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи[1]. Внебюджетные социальные фонды по своей экономической сущности представляют собой обособленную часть необходимого продукта и имеют свою существенную специфику. Она состоит в том, что указанные фонды формируются в основном за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами.

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Внебюджетные фонды обеспечивают финансирование государственных расходов, не включенных в бюджет.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Согласно ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[2] источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пенни; возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств фондов; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Появление ЕСН напрямую связано с реализацией комплекса мер по проведению в России экономической и налоговой реформы. Указанный налог является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Данный налог стал вместо трех внебюджетных фондов зачисляться в определенных законом долях в Федеральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). При этом ЕСН не изменяет формирования и использования средств внебюджетных фондов[3]. Они продолжают формироваться страховым методом. Зачисление указанного налога в Федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не снижает степень гарантированности прав граждан на пенсионное обеспечение, поскольку государство субсидиарно отвечает по долгам Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ также находятся под контролем налоговых органов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования.

Правовые положения единого социального налога установлены гл. 24 НКРФ[4]. Основное его предназначение — это мобилизация средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками налога признаются:

1)     лица, производящие выплаты физическим лицам: организации;

индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Для каждой из групп налогоплательщиков установлены свои особенности уплаты и исчисления ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены индивидуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует об их якобы двойном обложении данным налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2. ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц, а во втором — индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой ими самими предпринимательской деятельности, т.е. за себя. Причем если во втором случае предприниматель может иметь льготы, то в первом случае, производя выплаты другим физическим лицам, организациям или индивидуальным предпринимателям, он таких льгот не имеет.

Объект налогообложения, т.е. то, с чего взимается указанный налог, меняется в зависимости от налогоплательщиков. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения ЕСН будут являться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц: по трудовым договорам; по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг; по авторским договорам. Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объект — это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые ими физическим лицам по: трудовым договорам; гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом обложения признаются доходы от предпринимательской деятельности; доходы от иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (т.е. речь идет не о валовом, а о чистом доходе)[5].

Налоговая база определяется в зависимости от вида налогоплательщиков (Ст. 237). Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей — это сумма выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, начисленная за налоговый период. Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, — это сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При применении указанного налога следует иметь в виду, что ст. 238 НК РФ установлен достаточно обширный перечень сумм, не подлежащих налогообложению. К ним, например, отнесены различные государственные пособия, все виды установленных компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, повреждением здоровья, увольнением работников и т.п. При выплатах из бюджета не подлежат обложению суммы, не превышающие 2 тыс. руб., представляющие собой материальную помощь, оказываемую работодателями своим работникам, в том числе бывшим.

Налоговые льготы по ЕСН подразделяются: по субъектному составу (по составу субъектов, освобождаемых от уплаты ЕСН) и по характеру выплат (по перечню выплат, которые не облагаются ЕСН) (Ст. 239). К первой группе, в основном, относятся организации, деятельность которых связана с оказанием услуг или выплатами в пользу инвалидов. Налоговый и отчетный периоды, устанавливаются ст. 240 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Основной задачей ЕСН является упрощение механизма его собирания, унификация базы налогообложения, сокращение количества проверяющих органов, единообразие финансовых санкций и повышение защищенности налогоплательщиков. С введением ЕСН сократилась отчетность организаций, уменьшилось количество платежных поручений. По мнению специалистов, ЕСН оказался более эффективным взносом, чем страховые взносы.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) // www.consultant.ru
  2.  Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) //www.garant.ru/main
  3. Федеральный закон от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ) //www/fss.ru
  4. Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
  5. Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.
  6. Экономический словарь. Полка букиниста // www.polbu.ru

_____________

[1]Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) // www.consultant.ru

[2] Федеральный закон от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 190-ФЗ, от 23.12.2003 185-ФЗ, от 05.03.2004 10-ФЗ) // www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/130/10031.shtml

[3] Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М., 2005. С. 486.

[4] Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) //www.garant.ru

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ