Финансовое право. Финансовые правоотношения
Финансовое право Российской Федерации в современных условиях становления рыночной экономики, выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства. Активно формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями, такие как: Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др., обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
В данной работе мы обратимся к некоторым категориям и понятиям финансового права и основным положениям действующего федерального финансового законодательства.
С какими обстоятельствами связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений?
Финансовые правоотношения — это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
в) они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отличают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный. Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.
По материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита, расчетов, регулируемых финансовым правом; 5) финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.
Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты и граждане. Государство становится субъектом финансовых правоотношений в том случае, если оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками, между Федерацией и ее субъектами и т.д. Кроме того, как субъект финансового права государство выступает через специальные управомочные финансовые органы, представляющие его интересы.
Субъектами финансового права являются и отдельные граждане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода. Дополнительными признаками служат возраст, гражданство и т.п. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.
Основанием для возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.
На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Как событие может рассматриваться увеличение числа иждивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финансово-правового отношения. В связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:
— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).
— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
— использование выданных бюджетных ассигнований;
— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.
Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.
Таким образом, возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит между субъектами финансового права при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.
Ознакомление с основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации, содержанием и организацией финансовой деятельности государства, понятием и системой финансового права, а также содержанием основных его институтов играет важную роль в формировании знаний по данному предмету. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.
В работе были рассмотрены лишь некоторые категории и понятия финансового права, такие как возникновение финансовых правоотношений, сущность единого социального налога, понятие бюджетной классификации, применение льгот, и основные положения действующего федерального финансового законодательства по этим вопросам.
В связи с нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства Российской Федерации еще раз подтверждается необходимость постоянно отслеживать изменения, вносимые в содержание основных институтов финансового права.
Список использованной литературы
- Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.
- Петров А. В. Налоговая экономия. Реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2007.
- Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
- Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.