Отражение уровня легитимности власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Рубрики: Контрольные работы> Государство и право

                                  

Ассоциации со словом «власть», возникающие в первую очередь,  — это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия, то есть, прежде всего, власть в обществе. Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме некоего господства. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

В произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно отметить отражение сразу нескольких типов легитимности власти.

В первую очередь, это традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий и отличается прочностью.

В романе «Мастер и Маргарита» тема традиционной легитимности власти раскрыта в сюжетах, посвященных прокуратору Иудеи Понтию Пилату и  бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат ведет судебные дела, являясь исполнителем и защитником устоев многовековой императорской власти.

В известном сюжете Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести «великие» слова в честь императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и своем несогласии со словами красноречивого арестанта. Иешуа угадал, что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь, осознавая всю полноту своей власти. Странно, но того это совсем не пугает. Он заявляет, что  «перерезать волосок» жизни может только тот, кто его «подвесил», что вызвало лишь смех Пилата. Несмотря на симпатию, возникшую у Пилата к арестанту, он обрекает его на казнь, утверждая, таким образом, законность своих действий, а точнее подтверждая боязнь пойти против существующего режима.

Второй тип легитимности власти можно проследить в сюжетах о послереволюционной Москве, где разворачивается основное действие романа. Советское государство – яркое проявление идеологической легитимности власти. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Булгаков видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон. Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского, о чем свидетельствуют их действия. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, директор театра «Варьете», наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. Авторитет советской идеологии, заметно пошатнувшийся за время пребывания Воланда в Москве, был восстановлен «рациональным» официальным объяснением после его отъезда.

В качестве сатиры, направленной на высмеивание утвердившихся идеологических основ страны Советов, Булгаков показал существование не только государственной власти, но и власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. Воланд доказывает свое существование и всю полноту и безграничность своей власти. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная «иностранцем» смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, «улетает» в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости). Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога.

Роман «Мастер и Маргарита» является сатирой, но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской. Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В этом истина. Опираясь на вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа «Мастер и Маргарита». О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Кроме того, если принять во внимание то, что четыре главы из тридцати двух  посвящены лишь одному виду власти (власти над обществом), а также то, что власть, по Булгакову, воздействует на все сферы жизни человека и проявляется в различных формах, то можно с полной уверенностью говорить о важности темы данного сочинения в идейном содержании итогового романа Михаила Афанасьевича Булгакова.

Для написания теоретических выкладок использовано учебное пособие:

 

В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию //www.polbu.ru

 

 

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ