Значение науки в эпоху научно-технической революции

Рубрики: Рефераты> История

Введение

  1. Понятие научно-технической революции,  и ее характерные черты
  2. Основные этапы научно-технической революции
  3. Значение науки на современном этапе научно-технической   революции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории[1].

В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.

Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.

Для этого необходимо решить ряд задач:

—         определить понятие и сущность научно-технической революции;

—         выявить ее характерные черты;

—         проследить основные этапы развития научных знаний;

—         проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.

 

1. Понятие научно-технической революции, и ее характерные черты.

Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.

В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.

Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д[2].

Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.

Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка прошло 102 года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.

Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.

Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.

Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.

Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.

 

2. Основные этапы научно-технической революции.

Для более глубокого понимания сущности научно-технической революции рассмотрим процесс ее развития. Прослеживая этот процесс, можно выделить определенные этапы: формирование предпосылок НТР, ее первые проявления, развертывание и, наконец, современный этап.

Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу XIX-началу XX веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира с работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу — новой естественнонаучной картиной мира. Поскольку работы в области физики и математики оказали стимулирующее воздействие на другие области естествознания, это была революция в естествознании.

На основе этих работ как из рога изобилия посыпались научные открытия — динамика твердого тела, аэродинамика, механика жидкости и газов, теория устойчивости движения, физико-химический анализ, теория вероятностей и другие. Но эти научные открытия еще не находили технического применения. Даже такие видные достижения технического прогресса того времени, как крекинг-процесс, двигатель внутреннего сгорания, самолет и радио базировались на использовании знаний классической механики. Однако эти научные открытия не могли не повлиять на общее миропонимание людей, на настрой их мыслей, перестройку этих мыслей. Именно эта революция в естествознании явилась предтечей последующей за ней научно-технической революции, которая возникает на основе использования новейших научных достижений в технике и развивает дальше как технику, так и науку.

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции — новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. Дж. Бернал писал, что «впервые в истории наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени»[3].

Участие науки в функционировании производства привело к качественному изменению технического базиса производства. Завершается переход от паровых двигателей к электродвигателям, происходит качественное техническое усовершенствование двигателя внутреннего сгорания и переход к турбодвигателям, дальнейшее развитие получают средства транспорта и связи, появляются реактивные самолеты, ракеты, полимеры и пластические массы, техника массового поточного производства и ядерная техника.

С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники. Происходят дифференциация и интеграция различных областей научного знания. Углубляется специализация научной деятельности и, в то же время, интегративные процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем.

Для структурных сдвигов в науке свойственно также изменение удельного веса и значимости технических наук, занимающих лидирующее положение. Прежнее их понимание как прикладных отраслей механики, физики, химии отмирает и технические науки становятся самостоятельной группой наук, выполняющих функции познания, конструирования и функционирования мира искусственно созданной технической среды — второй формы объективной реальности. Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

В процессе углубления науки в более сложные области материального мира содержание науки обогащается, наполняется новыми фактами, гипотезами, законами, теоретическими принципами и теориями. Возрастает точность и достоверность результатов научных исследований. Это обеспечивает все большую роль науки в развитии и функционировании практики, что приводит к изменению функций науки. Наука превращается в одну из производительных сил общества, а по мере дальнейшего развития научно-технической революции она становится непосредственной производительной силой общества.

В этот же период развития научно-технической революции происходит крупное научно-техническое и культурное событие — наука и техника вырывается в космос, начинается их космизация, утрачивается геоцентрический характер научно-технического прогресса.

Изменяется и область техники и технологии. В условиях глубокого космического вакуума испытываются свойства новых материалов, веществ, технических конструкций и технологических процессов. На основе передовых отраслей научно-технического прогресса на Земле создается огромное космическое хозяйство. Новые конструктивные решения, приборы, материалы, топливо, организация научных исследований и внедрений оказывают влияние на другие отрасли народного хозяйства, которые усиливаются работой космической техники на потребности общества.

С середины 70-х годов XX века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго- и трудосберегающим. Содержание нового этапа научно-технической революции составляют качественные изменения в системе научного знания в сочетании с приоритетными направлениями технического прогресса, которые определяют вступление человечества в новую технологическую эру XXI века. Каждое из направлений этого этапа научно-технической революции изменяют свою значимость и роль в процессе развертывания научно-технической революции в различных странах. Вместе с тем эти направления имеют глобальный характер, т.е. их важнейшие характеристики присущи в той или иной степени всем странам.

Задачи, выдвигаемые техническими потребностями производства, становятся все более сложными, возникают комплексные проблемы. Для их решения нужна другая методология научного исследования, делающая возможным обобщение более широкого и глубокого уровня. Возникает особый класс понятий — общенаучных: алгоритма, модели, вероятности, системы, функции, структуры и др., которые широко используются в особом классе наук и научных направлениях — общей теории систем, кибернетике, синергетике и др. Развитие традиционных областей научного знания, появление новых наук и научных направлений привело к экспоненциальному росту научных знаний и числа ученых. Во времена К. Маркса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, ныне — каждые 20 месяцев[4].

Таким образом, процесс развития научно-технической революции прошел ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития научных знаний. Для первого этапа (конец XIX-началоXX вв.) характерно огромное количество научных открытий, которые однако не находили в то время практического применения. Участие науки в функционировании производства на втором этапе (30-е гг. XX в.) привело к качественному изменению технического базиса производства. С 50-х гг. углубляется специализация научной деятельности, процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем. Начиная с третьего этапа, наука уже напрямую взаимодействует с производством, направлена на повышение качества и освоения новых технологий. И, наконец, последний современный этап научно-технической революции, который многие ученые называют «микроэлектронной революцией», характеризуется тем, что появляются новые научные направления, рождающиеся не только на стыке различных научных дисциплин, но и на стыке науки и техники. Так, например, новыми направлениями являются генная инженерия, кибернетика и др.

3. Значение науки на современном этапе научно-технической революции.

 Во временном отношении, как видно из предшествующего изложения, научно-техническая революция охватывает довольно длительный период времени. Трудно сказать сейчас, когда она окончится. Но, учитывая нынешние темпы развития науки и техники, можно сделать предположение, что для завершения научно-технической революции потребуется не так уж сравнительно много времени. Она, видимо, завершится с переходом от старого индустриального технологического базиса, к качественно новой информационной технологии с формированием компьютерных интегрированных производств, внедрением комплексных автоматизированных систем и технологий, суть которых составляет переход от механических к физическим, химическим и биотехническим процессам. Достижением научно-технической революции является то обстоятельство, что эти процессы будут сопровождаться комплексным применением достижений всех наук в целях гармоничного развития человека. Таким образом, по мнению ряда авторов, за горизонтами современного этапа научно-технической революции вырисовываются контуры новой и более радикальной гуманитарной революции[5]. Объектом этой революции будет сам человек, и ее ход будет подчинен гуманистическим идеалам человечества.

Качественно новый этап научно-технического прогресса делает еще только свои первые шаги, выступает еще в виде отдельных проявлений и намечающихся тенденций. Но сквозь них проглядывает основная черта современного этапа научно-технической революции — перерастание ее в научно-технологическую революцию.

Перерастание научно-технической революции в научно-технологическую революцию определяется осознанием ограниченности для человечества его жизнедеятельных ресурсов. От идеи господства над природой, на что нацелена современная техника и технология, люди переходят к идее гармоничного развития с ней, на что ориентируется технология будущего. Формируется новый уровень более глубокого слияния науки с производством, проникновение науки во все сферы общественной жизни. Технология как наука о производственной деятельности использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования всех социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с этим производством[6].

Вполне естественно, что такие решения опираются на большое количество самой разнообразной информации. Объем расчетно-вычислительной деятельности, ее качество резко возрастают. Здесь уже не пригодны прежние расчетные средства. Их заменяют ЭВМ, компьютерная наука, информатика. Последняя формируется на базе синтеза компьютерной техники и науки и кибернетики.

Информатика — это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под этим понятием объединяются ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта — информации.

В числе этих направлений можно назвать теоретическую информатику, кибернетику, программирование, искусственный интеллект, информационные системы, вычислительную технику.

Что касается ЭВМ, то они из вспомогательных устройств превращаются в один из ведущих факторов процесса производства и управления. Этим обстоятельством вызвана компьютерная революция — появление ЭВМ новых поколений, ведущих многоканальную параллельную обработку информации. Одновременно появляются роботы, обладающие автономией и способностью воспринимать и выдавать информацию на естественном языке.

Возвращаясь к современному этапу научно-технической революции, отметим его характерные черты. Он протекает на основе глубокого использования достижений фундаментальной науки, выступает в качестве главного фактора интенсификации всей экономики, концентрирует внимание на массовом тиражировании наукоемких видов продукции и предполагает активизацию человеческой деятельности.

Заключение.

В заключении можно сделать основные выводы по данной теме. Во-первых, научно-техническая революция представляет собой процесс развития человеческой цивилизации, основанный на усовершенствовании технологических элементов и превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно-техническая революция прошла в своем развитии ряд этапов: формирование предпосылок НТР, ее первые проявления, развертывание и, наконец, современный этап. Каждый этап является, по сути, показателем уровня развития научных знаний в то или иное время, начиная от эмпирического познания XIX века, заканчивая точными прикладными научными исследованиями современности.

Если говорить о научных знаниях современного этапа научно-технической революции, то они направлены напрямую на глубокие исследования в фундаментальных (особенно технических) направлениях науки, призваны интенсифицировать основные отрасли экономики и активизировать человеческую деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука имеет первостепенное значение в процессе развития научно-технической революции. Взаимосвязь науки и техники можно сравнить с двумя поездами — пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движения этих поездов пролегают через широкие социальные просторы, поскольку и наука и техника всегда развивались и будут развиваться в социальной среде.

Список использованной литературы.

  1.  Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.
  3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
  4. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
  5. Проблемы НТР. Вып. 2. ЛГУ. 1974.
  6.  Негодаев И.А. Философия техники. Научно-техническая революция — синтез науки и техники // www.polbu.ru
  7. Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Научно-техническая революция и альтернативы будущего // www.polbu.ru

 

[1] См., например: Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Научно-техническая революция и альтернативы будущего // www.polbu.ru

2. Проблемы НТР. Вып. 2. ЛГУ. 1974.

[3] Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 383.

[4] См.: Негодаев И.А. Философия техники. Научно-техническая революция — синтез науки и техники // www.polbu.ru

[5] См., например: Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 19. С. 188.

[6] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 126.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ