Вопросы этнографии: Характеристика пассионарной личности

Рубрики: Контрольные работы> Этнография

Характеристика пассионарной личности.

Пассионарность — стремление небольшого числа людей к активной целенаправленной деятельности. Л.Н. Гумилев обнаруживает пассионарность у самых самоотверженных людей, у тех, кто может «жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений».  Эти люди – идеалисты, они стремятся к идеалу победы.

Пётр I являлся пассионарной личностью. По Гумилёву, «пассионарность — это способность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности лежит в основе антиэгоистической этики, когда интересы коллектива превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком, совершают поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции.

Петр I родившийся в 1672 г., был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака, рано потерял отца и воспитывался под присмотром брата Федора Алексеевича. Петр получил хорошее образование под руководством своего учителя Никиты Зотова. Уже 10-летним мальчиком он стал участником борьбы за престол между двумя княжескими фамилиями – Нарышкиных и Милославских, и свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. В личности Петра I можно отметить черты быстрой возбудимости, детской жестокости, болезненной подозрительности.

В детские и юношеские годы он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками, особенно увлекаясь военными маневрами и строительством кораблей.

Его интересы в детстве во многом проявились затем в реформаторской деятельности, о чем свидетельствуют заложенные им основы русской регулярной армии и флота. Его заграничные поездки Голландию, Англию, Саксонию, Австрию, Венецию, обучение корабельному делу, знакомство с техническими достижениями Европы, ее образом жизни, политическим устройством помогли Петру I понять несовершенство российской действительности и подтолкнули к реформированию во многих областях. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы.

Надо было быть Петром, чтобы поднять страну к осуществлению великой цели. Он по праву рождения имел все необходимое человеку. Петр всю жизнь мог прожить без напряжения, без тяжёлого труда. Но что-то потянуло его под Азов, под Нарву, в Прибалтику. Он начал самую долгую в русской истории войну с сильнейшей военной державой Европы. Он принял на себя безмерную тяжесть битв, дипломатии, государственных реформ, создания современной армии и флота, организации промышленности, строительства новой столицы на первом, отвоёванном у шведов, клочке приморской земли. Вероятно, вело царя-реформатора то, что во времена Пушкина называли «силой вещей». Накануне Полтавской битвы Петр обратился к русским войскам с призывом: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы Россия жила в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Более того, можно отметить еще одно свойство пассионарности: она заразительна. Люди гармоничные и импульсивные, оказавшись рядом с пассионарием, сами становятся ему подобны. Возле Петра мы видим Меншикова, Шереметева, Толстого, Апраксина, Головкина, Брюса, Ягужинского, Шафирова. Из таких людей формировались отборные гвардейские полки, лучшие части армии и флота, где победа ценилась больше жизни, — здесь действовал, согласно мнению Л.Н. Гумилева, «заряд пассионарной индукции». С другой стороны, люди далекие от устремлений Петра I жестоко наказывались, примером чему может служить судьба его сына Алексея Петровича.

Если вспомнить происхождение термина «пассионарность» (пламя, пламенный), то можно сказать, что Петр сжег себя во имя великой цели (он ушел из жизни в 52 года), но победил. Мы живем в стране, начало которой положил этот действительно великий государь. Основу этой грандиозной личности составляла гениально организованная воля — сделать Отечество действительно великим.

Похожие статьи

Вы можете оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.
Оставить Ответ